Философия о природе религиозного сознания.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Религиозная философия и медицина.

Религиозная философия и медицина, безусловно, по-своему решают проблему избавления человека от недугов. Однако совершенно очевидно, что они имеют очень много точек соприкосновения. Известно, что вся Библия пронизана идеей врачевания: начиная с постулатов о сохранении духовного и физического здоровья и заканчивая конкретными рекомендациями по лечению некоторых болезней. В Библии слово «врач» впервые упоминается в Книге Бытия: «И повелел Иосиф слугам своим врачам бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля». Подробно о врачах и врачевании говорится в Книге Иисуса, сына Сирахова (38, 1-18): «Почитай врача честию по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание… Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Для того Он и дал людям знание… ими он врачует человека и уничтожает болезнь его… Приготавливающий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и через него бывает благо на лице земли».

В Евангелии от Луки приводится несколько сообщений о чудесных исцелениях, совершенных Иисусом Христом, в том числе об излечении прокаженных. Там же провозглашена знаменитая фраза: «Врач, исцели самого себя». Сам евангелист Лука был апостолом, который не только страстно проповедовал христианское учение, но и был хорошим врачом. В послании к Колоссянам (4,14) апостол Павел именует его врачом возлюбленным. Лука донес до людей слово Божие о правильном образе жизни. Он говорит, что слово Иисуса было со властью. И большая часть этой власти заключалась для людей в божественной силе Его врачевания. «…Все имеющие больных различными болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их». И повсюду «…распространилась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих» (5, 15). Учение Христа несет в себе целый ряд понятий о разумном (здравом) смысле деятельности, здоровом образе жизни, а также принципов социального общения, построения нравственных связей и отношений. Все эти проблемы имеют особое значение для врача. Во врачебной деятельности всегда вставали задачи нравственного регулирования отношений. Но что же такое нравственность и какое отношение она имеет к медицине? Возможна ли она без веры в Бога? Эти вопросы далеко не новые. Их задавали себе еще врачеватели языческой Греции.

Христианство рассматривает человеческую жизнь как моральное испытание. Назначение и смысл нравственности и морали в христианстве — это достижение всеобщего человеческого совершенства и гармонии. Кстати, такая постановка вопроса не противоречит светским целям воспитания и задачам общественного образования. Но, согласно христианству, в жизни каждого человека должно быть нечто особо возвышенное. Речь идет о сфере духовности, постигая которую, индивид постепенно подходит к истинной цели человеческого бытия. С точки зрения христианского учения, этому способствует стремление людей к единству с Богом и обретению Царства Божьего. Чтобы достичь этой цели, необходимо реализовать три состояния души: чувство справедливости, любовь и ощущение познанной истины. Но этому препятствуют невежество, ненависть, несправедливость. Апостол Павел предупреждал, что никого нельзя силой подвинуть к истине, добру и отвратить от зла.

Данная проблема волновала практически всех теологов и философов, но особенно немецкого философа и ученого И. Канта, создавшего целостную гуманистическую концепцию нравственного человеческого общения. Приведем дословно его категорическое нравственное требование к каждому человеку: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь также и силу принципа законодательства» [20]. Философ предлагает людям строго, но по-доброму относиться к ближним. Но что значит ближний? Этот вопрос всегда являлся чрезвычайно трудным и для философов, и для теологов.

Однажды один странник спросил Христа: «А кто мой ближний?» И тогда «…сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогой и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самаритянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, подсадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лука, 10, 30-37).

Иисус Христос этим примером показал, что важно быть прежде всего милосердным человеком. Он внушает мысль, что Богу близок тот, кто делает добро своему ближнему, отбросив предрассудки национального (некто самаритянин), религиозного (священник и левит), сословного или какого-либо иного свойства. По сути дела, Христос говорит людям об универсальности своего нравственного учения, исходящего фактически из естественных потребностей человеческой души. Он убедительно доказывает, что на этом свете существует только один справедливый закон, общий для всех, — человечность.

Есть еще одна труднейшая и острейшая проблема, объединяющая интеллектуальные и моральные интересы философии и религии, — проблема жизни и смерти. В 20-е годы прошлого столетия французский ученый Э. Лepya (1870-1954) ввел в оборот новое понятие — ноосфера (греч. nous — разум и sphaira -сфера). Впоследствии это понятие было философски углублено Тейяр де Шарденом и В.И. Вернадским, исходившими из того, что человечество, вооруженное научной мыслью, превратится со временем в ведущую космическую силу, которая и будет определять эволюцию нашей планеты.

Для развития ноосферы одной философской мысли мало, ее необходимо дополнять наукой, моралью, религией, короче -всем, что выражает стремление человека к ответственной деятельности на Земле и вне ее. Все это выводит философию религии на принципиально новую антропоцентрическую проблему осмысления бытия — проблему глобального значения разума. В условиях развитой ноосферы (качественно нового состояния разума) человечество становится мощной творческой силой.

Еще в 1924 году А.Л. Чижевский, обращаясь к специалистам, писал: «Мы должны помнить, что влияние космических факторов отражается более или менее равномерно на всех двух миллиардах человеческих индивидов, ныне населяющих Землю, и было бы преступно игнорировать изучение их влияния, как бы тонко и неуловимо с первого взгляда оно ни было. В 1927-1929 годах следует предположить наступление максимума солнцедеятельности… По всему вероятию, в эти годы произойдут вследствие наличия факторов социально-политического порядка крупные исторические события, которые снова видоизменят географическую карту». И действительно, 1929 год стал годом великой депрессии в мире, а в СССР — годом великого перелома.

Вряд ли имеет смысл сегодня предсказывать, когда же человечество освободится от религиозности. Но нельзя отрицать того факта, что, начиная с эпохи Возрождения, религия все больше и больше теряет свое влияние в обществе. Ее существование оправданно и необходимо, пока есть верующие. Однако со временем заключенное в ней духовное содержание примет светскую форму, и тогда оно получит дальнейшее развитие, соединяя в себе интеллектуальное и эмоциональное, логическое и художественное, сознание и интуицию, разум и волю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *