Философия о природе религиозного сознания.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Природа религиозной морали и этики.

Природа религиозной морали и этики предстает в философском осмыслении как бытие внутренней логики достаточно жестких божественных требований ко всем людям, или нравственного закона (Кант). Эти требования являются внешними, то есть исходящими только от самого Бога. В центре же религиозной морали и этики находится добро. Безусловно, понятие добра было присуще морально-этическим суждениям во все времена, однако в религиозной морали оно получило некую мистическую окраску. Бог выступает источником необоримой, безусловной силы, превышающей все исторические силы в развитии человечества, обеспечивающей непреходящее значение нравственного прогресса. То, что дано людям Богом (или природой), естественно и само по себе добродетелью не является. Например, здоровье — это, вне всякого сомнения, великое благо для человека, но всякий жертвующий своим здоровьем ради спасения других совершает добро. Делать добро — значит следовать Божьему закону.

Строгие законы этики религии (в том числе и христианской) основываются на том, что человек от природы зол (грешен) и что его поведение нужно направлять, так как он еще не созрел для самостоятельного свободного выбора. Религиозные моралисты видят корень нравственных принципов в неком предписании — воле Бога, выраженной в установлениях общества. Иисус Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон; да будет слово ваше; Я говорю вам: не противьтесь; любите Бога и ближнего вашего». Все христианские заповеди предполагают нечто гораздо большее, чем некое долженствование или принудительное следование определенным законам. Иисус предлагал совершенно новое социально-духовное учение. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни», — говорил он, указывая на главный смысл жизни человека: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Мой долг открыть людям этот закон, сообщал Иисус, и, выполняя его, Я готов пожертвовать жизнью, как жертвует ею верный пастырь, спасая стадо свое. Вы можете убить Меня, однако, сделав это, не вы лишите Меня жизни, но Я сам добровольно пожертвую ею. Вы — рабы, ибо вы подвластны игу закона, привнесенного к вам извне и поэтому не способного внушить вам уважение к себе и тем самым освободить вас от служения страстям.

Гуманистическая социальная направленность христианства базируется на необходимости преодоления излишней рационалистичности людей, отдаляющей их друг от друга. Проповеди и притчи Иисуса Христа, исходя из этого, ориентированы на «излечение» от социального отчуждения и нравственной дегуманизации. Главное предназначение всего учения Христа и его апостолов — нести простым людям Слово Божие об истине, добре и справедливости. В нем проповедуется искреннее сочувствие бедным и страждущим, обличаются жадность и злонравие, внушается надежда на то, что каждый страдающий на Земле получит воздаяние в Царстве Божьем. Таким образом, люди впервые за всю историю существования различных религий были по-человечески обласканы, поняты и обнадежены. Каждый человек должен познать божественный закон нравственности и строго следовать его гуманистическим наставлениям, сообразовывать с ними все свои поступки и общественные действия. Создавая новое религиозное учение и постепенно расширяя круг учеников, Христос учреждал свою оригинальную школу нравственности.

Иисус Христос неоднократно в своих притчах (вымышленных историях, заключающих в себе определенное нравственное назидание, поучение) выказывал свое негативное отношение к фарисеям и книжникам из-за их лицемерия, неискреннего служения Богу. Приведем пример: «…Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (грешник у иудеев — Ю.Х.). Фарисей молился так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лука, 18,10-14).

На первый взгляд, все нравственные установки и моральные наставления Христа абсолютно бесхитростны, общедоступны. Однако хорошо известно, что все самое простое только кажется таковым. Однажды Иисус рассказал перед собравшимся народом следующую притчу: «Вышел сеятель сеять семя свое; часть этого семени упала на дорогу, и было оно растоптано или птицы поклевали его; часть упала на каменистую почву, где не хватало земли, — эти семена взошли быстро, но в жару вскоре завяли, так как корни их были неглубоки; часть семени упала на колючую изгородь, терние выросло и заглушило его; часть же упала на добрую землю, и эти семена принесли многочисленные плоды». Когда же Иисус закончил говорить, ученики спросили его, почему он облекает свое учение в притчи. На это Христос ответил им, что они способны понять высокие идеи о Царстве Божьем и нравственности, которая дает доступ в него, но опыт учит, что излагать их иудеям — потерянное время; между тем люди хотят, чтобы он сказал им что-нибудь. Глубокие предрассудки мешают неприукрашенной истине проникнуть в их сердца. Тот, кто по природе своей способен воспринять нечто превосходящее обычные представления, сможет извлечь пользу из поучений; тем же, у кого нет этой способности, ничто не поможет приблизиться к истине. Они имеют глаза, но не видят, имеют уши, но не слышат, поэтому-то он и «говорил им притчей».

Смысл же притчи о сеятеле заключается в следующем. Посеянное семя — это приобретенное знание нравственного закона. «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его -вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Матф., 13, 19-23).

Вспомним еще один эпизод из Евангелия. Иисус, сняв с себя верхнюю одежду, перепоясался, взял полотенце и начал умывать ноги своим ученикам. Когда же Петр не захотел разрешить ему этого делать, Иисус сказал, что тот скоро поймет смысл его поступка. Иисус умыл всем ноги, после чего сказал: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Иоанн, 13, 12-16). «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя (смиренный — Ю.Х.) возвысится» (Лука, 14, 11).

Можно сказать, что вся Христова мораль сводится в основе своей к евангельскому изречению: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матф., 7, 12). Каждый человек, стремящийся быть нравственным, найдет в этих словах моральный принцип своей жизни — правило личного поведения и руководство к действию. Согласно христианскому учению, эгоизм, гордыня, чрезмерные страсти пробуждают животную природу людей, привязывая их к бесчувственной материи. Поскольку в духовном мире ничто не остается сокрытым, с лицемера неизбежно срывается личина, обнажая все его грехи. И только благородное дело и доброе слово способны искупить прегрешения, если только они являются абсолютно искренними. Главное при этом — формирование нравственной сущности человека, основой которой является коренящееся глубоко в подсознании чувство «внутреннего закона во мне» (Кант), предполагающее наличие совести, добросердечия, стремления к общему благу и т.д. Это чувство должно стать ядром морального сознания каждой человеческой личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *