В. А. РЫБИН
И.Г. Песталоцци ввел в педагогику «метод элементарного образования». В общих чертах суть его состоит в том, что процесс воспитания и обучения ребенка строится с опорой на «элементы», «корневые идеи», овладение которыми и «шаговое» прибавление к этим первоосновам новых усложняющихся понятий обеспечивает не столько экстенсивный интеллектуальный и эмоционально-чувственный опыт ребенка, сколько развитие его креативных способностей, самостоятельности, воли. В конечном счете Песталоцци преследовал «элементарным образованием» две основные цели: сформировать самостоятельность как устойчивое свойство личности во всем многообразии его проявлений; 2) дать широким народным массам простой и надежный метод воспитания и обучения детей, позволяющий использовать его в условиях семьи; тем самым ликвидировать неграмотность вследствие отсутствия системы школьного народного образования. В этом смысле метод Песталоцци — «метод народного воспитания» [3. С. 285].
Стремление Песталоцци вполне вписывалось в философский дух и культурный контекст Нового времени. Дело в том, что интеллектуализация общественного сознания, характерная для той эпохи, сопровождалась поиском универсального метода воспитания, применение которого обеспечивало бы решение любых воспитательных задач. Толчком для такого поиска послужило открытие Декартом известного рационалистического метода, считающего, что «достаточно правильно судить, чтобы правильно поступать» [4. Т. 1. С. 266]. «Метод элементарного образования» возник как рефлексия над собственной педагогической деятельностью Песталоцци, предпочитавшего «эмпирию» любой «книжной мудрости». Однако при всем своем равнодушии к «ученым теориям», при всей своей философской неподготовленности («…в течение тридцати лет я не прочитал ни одной книги и не мог прочитать ни одной» [9. Т. 1. С. 80], его «элементарное образование» являет собой достаточно стройную педагогическую систему, в основе которой — глубокие философские размышления о человеке, представляющие большой интерес для современных гуманитариев.
Песталоцци видел цель воспитания в том, чтобы вести ребенка к истинной человечности, сделать из него «полного» человека. Быть человеком — это общая цель для каждого индивида, «будь он во дворце или в жалкой хижине». Эта истинная человечность имеет основу в нравственности и религии; она проистекает из веры и любви к человеку. Если цель достигнута, человек сумеет выполнить свое назначение в различных жизненных ситуациях. Здесь явно прослеживается влияние на Песталоцци идей Руссо, который хотел научить своего Эмиля, прежде всего, «человеческому состоянию” и думал, что, если он хорошо воспитан для этого звания, то позднее сумеет в каком угодно положении выйти из затруднения [12. Т. 1. С. 32].
Человек, по мнению Песталоцци, являясь в мир, имеет в себе зерно всех способностей — физических, умственных и нравственных, которым свойственно стремление к развитию. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить, а рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить» [8. Т. 2. С. 213]. Эти силы \’’запускаются» в дело с помощью естественных средств, представляемых нам окружающим миром и природой ребенка. Такие средства Песталоцци и пытался изучать и координировать, чтобы их можно было употреблять сообразно с естественным законом развития ребенка, суть которого состоит в следующем. Воспитание не является чем-то инородным, внешним, чуждым; воспитание представляет собой внутреннее развитие способностей, находящихся в зародыше в личности, которая еще не знает себя, но которую все ее инстинкты толкают к деятельности. Еще до Песталоцци Плутарх утверждал, что душа ребенка есть не сосуд, в который нужно наливать знания, а очаг, который нужно разогреть [10. С. 64]; у Песталоцци эта идея пронизывает всю педагогику вплоть до мелких деталей дидактики.
Ребенок есть организм, развивающийся через постепенное усвоение элементов, приспособленных к его природе. Постоянные законы управляют рядом подобных элементов (явлений) и «всякое нарушение этих законов оказывается неуспехом» [9. Т. 3. С. 34] в воспитании. Аксиома Бэкона, что «природой повелевают лишь через повиновение ей» [2. С. 23], истинна как в отношении нравственного мира, так и в отношении физического. Таким образом, данный закон естественного развития человека есть закон развития организма. Развитие не выступает как внешнее «прирастание», но есть исключительно результат внутренней работы. Эту «природосообразность» Песталоцци полагает основой элементарного образования и конкретизирует в трех взаимодополняющих друг друга принципах: самопроизвольности, метода и созерцания.
1. Принцип самопроизвольности. Его сущность состоит в том, что всякое образование человека рассматривается как саморазвитие собственных сил; необходимая помощь других людей в этом процессе может быть только «помощью самопомощи». У Песталоцци «природа», образующая человека, обозначает, прежде всего, собственную природу человека; образование зависит от собственного закона его существа. Человек образуется по собственным законам своего существа, а самопроизвольность выступает как автономия (самозаконодательство). «На какой дороге, на каком пути найду я тебя, истина, являющаяся моим благом и побуждающая меня к усовершенствованию моей природы? Путь к этой истине можно найти в сокровенных глубинах моей природы. Все люди одинаковы в своей сущности, и для их удовлетворения имеется один только путь. Поэтому истина, почерпнутая из глубин нашей сущности, является истиной, общей для людей… Все истинные, благословенные силы человечества — не дары искусства и случая. Их задатки лежат глубоко в природе всех людей. Развитие их является всеобщей потребностью человечества» [9. Т. 2. С. 198]. «Природа», означающая здесь самопроизвольность (автономию), стоит вне всякого произвола и искусства отдельных людей или специальных общественных учреждений и классов; но она не вне человека, а является выражением его собственной внутренней творческой силы.
Таким образом, из предпосылки самопроизвольности человеческой природы Песталоцци выводит идею всеобщности человеческого образования; эта всеобщность имеет двойной смысл — как общность содержания «человеческого» (т.е. вытекающего именно из сущности, «природы» человека) образования, и как требуемое всеобщее распространение этого истинного человеческого образования на всех членов и на все слои человечества. У каждого индивида образование его внутренних сил должно направляться на то, что по своему существу является общим для всех, а потому может сделаться общим для всех: «Общее развитие этих внутренних сил человеческой природы до степени истинной человеческой мудрости является общей целью воспитания…» [9. Т. 2. С. 199]. Напротив, «упражнение, применение и использование своих сил и своей мудрости в особых условиях и обстоятельствах является задачей профессионального и сословного воспитания, которые всегда должны быть подчинены общей цели человеческого воспитания». Ибо «кто не является человеком по своим внутренним силам, подлинно развитым человеком, у того отсутствует основа для подготовки к его непосредственному назначению и особому положению, какой бы высокий пост он ни занимал» [9. Т. 2. С. 199]. Человек прежде должен получить общечеловеческое образование, а уже затем на его основе — профессиональное и сословное.