Тема «собственного» (вплоть до оформления «собственного» как концепта) прямым образом была затронута в работах Ж. Деррида 60-х гг., таких как «Голос и феномен» (См.: Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., 1999.), «О грамматологии» (См.: Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.), «Насилие и метафизика» (См.: Деррида Ж. Насилие и метафизика (эссе о мысли Эммануэля Левинаса) / / Деррида Ж. Письмо и различие. С. 99-196.) и др. Речь в них, однако, идет о том, что в качестве скрытого мотива эта тема традиционно присутствует в текстах философов, что и позволяет ей оформиться, стать зримой в ходе деконструкции Жаком Деррида отдельных приемов и уловок мышления Э. Гуссерля, К. Леви-Стросса, Ж.-Ж. Руссо, Э. Левинаса. Читать далее ««Преодоление метафизики»: продолжение «дела Хайдеггера»»
Рубрика: Понятие «собственного» В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧИ «ПРЕОДОЛЕНИЯ МЕТАФИЗИКИ»: М. Хайдеггер и Ж. Деррида
Ведущим мотивом и основным проявлением антиметафизической настроенности современной философии является подрыв всевозможных «согласованностей», априорных и неоправданно установленных корреляций. Сам этот подрыв производится в горизонте понятий соответствия и несоответствия, тождества и различия, неизбежно при этом затронутых новым осмыслением. Поэтому в интересах нашего исследования — последовать по пути этой новой интерпретации.
Так, понятие «собственного» знаменует для Ж. Деррида сцепление ряда проблем, касающихся одновременно двух важнейших тем западноевропейской метафизики — тождества и присутствия. Тематизация этого понятия (Предшествующее терминологическое оформление «собственного» было произведено уже M. Хайдеггером во вводимом им в «Бытии и времени» различении «собственного» и «несобственного» модусов бытия Dasein (см.: Хайдеггер М. Бытие и время. M., 1997. § 54-66).) означает для Ж. Деррида экспликацию внутренне присущей ему проблематичности, обнаруживающейся (при деконструктивистском рассмотрении) в нарушении им как природы тождества, так и режима присутствия. Поэтому через обращение к теме «собственного» мы надеемся показать возможности специфически деконструктивистской проблематизации тематики «тождества». Предметом нашего интереса является прояснение характера и роли некоторых затруднений, возникающих в рамках деконструктивистской попытки продолжения хайдеггеровской «критики» метафизики наличия, радикализации этой критики и освобождения ее от некоторых предпосылок, главным образом, от того, что Ж. Деррида называет «хайдеггеровской надеждой» (Деррида Ж. Различение // Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000. С. 401.).
Проблема «собственного», по-разному тематизированная у М. Хайдеггера и Ж. Деррида и хорошо поэтому демонстрирующая точки размежевания двух этих проектов критики, точнее, — линию продолжения хайдеггеровского проекта за его «собственные» пределы, послужит путеводной нитью для предпринимаемого нами анализа. Упомянутые затруднения, характер которых мы надеемся продемонстрировать, нельзя считать собственно деконструктивистскими затруднениями, будто их наличие могло бы свидетельствовать о несостоятельности дерридеанской радикализации дела М. Хайдеггера, но, скорее, апориями самой, верной этому делу (и в этом смысле остающейся предельно хайдеггеровской), критики метафизики, поскольку уточнения, вносимые в нее Ж. Деррида, являются, на наш взгляд, небезосновательными.
«Собственное» в перспективе его присутствия: размежевание позиций М. Хайдеггера и Ж. Деррида
С учетом всего сказанного можно утверждать, что и М. Хайдеггером и Ж. Деррида принимается оформляемое Э. Гуссерлем в форме «real» и «reell» различение двух модусов «действительного». Однако в обоих случаях указанное различие приобретает несколько иное значение, нежели у Гуссерля: и Хайдеггером, и Деррида манифестируется тяготение к иной расстановке акцентов в оценке онтологически первичного, нацеленное на подрыв господства образа присутствия (наличия) в качестве абсолютной нормы действительного. И Хайдеггер, и Деррида стремятся указать на то, что «нереальное» (reell) оказывается онтологически более весомым, более «реальным», нежели реальное самого присутствия. Отличие позиций Деррида и Хайдеггера от гуссерлевской заключается в том, что каждым из них предпринимается тот шаг, которого стремится избежать Гуссерль — шаг отказа от момента полноты присутствия в качестве нормы и начала реальности. Для Деррида таким «началом», делающим возможным и само присутствие, выступает differance, относительно которого не может быть сказано, что оно «есть» (Ср.: «Ну а если различение и есть (я также перечеркиваю «есть») то, что делает возможным представление присутствующего-сущего, оно никогда не представляется как таковое. Оно никогда не дается присутствующему. Никому» Деррида Ж. Различение. С. 380).). Для Хайдеггера этот шаг знаменуется настойчивым проведением онтологического различия между бытием и сущим, не позволяющего мыслить бытие включенным в ряд попросту присутствующих вещей. Читать далее ««Собственное» в перспективе его присутствия: размежевание позиций М. Хайдеггера и Ж. Деррида»