Н.С. имянитов
Психологи отмечают, что осознанные формы отношений к смыслу жизни обычно проявляются в условиях конфликта между устремлениями человека и социально-нормативным окружением. Поиск смысла жизни оказывается необходимым, когда рушатся все опоры и человек повисает в метафизической пустоте [1]. По Фрейду, размышления о смысле жизни являются признаком психической болезни [2]. Поэтому читатели, заинтересовавшиеся этой статьей, так же, как автор, нуждаются в сочувствии и бережном отношении.
С другой стороны, очевидно, что смысл своего существования (В этой работе термин «существование» употребляется в смысле, близком к обыденному, а не в глубоком философском (existentia, один из аспектов бытия).) волновал уже пралюдей с момента появления у них проблесков самосознания. Поиск смысла жизни послужил одной из главных причин возникновения религии и предшествовавших ей верований, в том числе изложенных в легендах и мифах. Поэтому представляется закономерным, что адекватное понимание смысла жизни в будущем придет на смену религии.
Философия обязана своим существованием именно потребности понять жизнь [3]. О значимости проблемы говорят регулярное проведение симпозиумов по этому вопросу Психологическим институтом РАО [4, 5] и результаты опросов общественного мнения (Статистика показала, что 43% россиян и 35% жителей Европейского Союза часто задумываются о смысле жизни и ее целях, в то время как 32 и 39% соответственно делают это иногда. Чаще о смысле жизни задумываются российские женщины (49%), а не мужчины (37%). Кроме того, доля часто размышляющих на эту тему россиян снижается по мере роста доходов с 51 до 39% [6].).