Постмодернистский вызов социальной науке и теории
В начале современного — «модернистского» — периода гуманитарные и общественные науки понимались в соответствии с моделью естественных наук; их задачей было открыть и накопить законы, относящиеся к «фактам» истории и общества (позитивизм Конта). Но эта методологически позитивистская картина была подобным же образом связана с нормативным представлением об общественном и культурном прогрессе. (См. Кондорсе. Конт как основатель социологии; у Маркса и марксизма сила нормативности очевидна и все еще глубоко связана с научным пониманием общества, выделение нормативного (как позиции теоретика) начинается у Дюркгейма, Вебера и доходит до глупости у Парсонса (Для позитивистской концепции наук о человеке и обществе тот факт, что общество подразумевает ценностные ориентации, не означает, что наука об обществе должна быть оценочной: предполагается, что нормы могут формулироваться столь же нейтрально, как и все остальное; это «социальные факты» (см. веберовское различение ценностной ориентации и ценностной отнесенности).) Таким образом, отличительные черты, определяющие изначальное представление Просвещения о науке, человеке и обществе, включают:
- позитивизм/эмпиризм как научное самопонимание;
- эволюционную концепцию человеческого прогресса (как в науке, так и в истории и обществе);
- универсальную концепцию человеческой природы и ценностей (Соответственно, классическое модернистское представление о социальной теории возникло: (а) как объяснение данных, как синтез и объяснение эмпирического знания (позитивистское теоретическое обобщение), (а) как эпистемологическое основание и обоснование социально-научного знания, определяющее условия его возможности, его основные понятия, его методологические стратегии и т.д. (философские основы) и (с) как посредник между сферой публично-социального и научным знанием на основе морально-политического представления о содействии социальным изменениям (критическая социальная наука и теория).).
Постмодернистские или постструктуралистские мыслители радикальным образом противостоят всем этим трем чертам позитивистской и просвещенческой концепции науки о человеке. Постмодернизм является:
- антипозитивистским: не существует непредвзятого, неопосредованного, неполитического понимания социального смысла и общества;
- антиэволюционистским: он подвергает теории эволюции критике за использование ими этноцентристских стандартов как средства обесценивания прочих, за то, что они «универсализуют» и идеологически оправдывают свою собственную контекстуальную практику, используя эволюционное толкование прогресса, чтобы представить свои собственные ценности как высший этап как в когнитивном, так и в нравственном отношении;
- антиэссенциалистским: теории о «природе человека» оказываются идеологическими, дискурсивными конструкциями, превращающими в «сущность» то, что на самом деле строится символически и разделяется социально в конкретных и потому ограниченных социальных и культурных контекстах.
Антипозитивизм основывается на тезисе о символической опосредованности всякого опыта и понимания. Эта фундаментальная предпосылка, поддерживаемая бесчисленными анализами культурно опосредованного опыта и утверждений науки, в свою очередь питает антиэволюционизм. Поскольку интенциональный опыт или когнитивный процесс по необходимости используют богатый и «толстый» слой фонового понимания, конкретные понятия, идеи и ценности нельзя просто абстрагировать от их первоначальных контекстов и применить в качестве транскультурных стандартов суждения и оценки. Такое понимание подкрепляет отказ от эссенциалистских понятий человеческой или культурной идентичности: поскольку символически опосредованные процессы формирования смыслов оказываются постоянно трансформируемыми, оспариваемыми и переистолковываемыми, они сопротивляются теоретическому объективированию и фиксации.