Современный когнитивизм: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

На эту тему в Институте философии РАН состоялась научная конференция.

Дискуссии и обсуждения на ней группировались вокруг следующих фундаментальных проблем:

  • историко-методологические вопросы становления идей когнитивизма,
  • философско-методологические аспекты и практические приложения когнитивных наук,
  • перспективы развития когнитивных дисциплин.

Сопредседателями оргкомитета конференции были член-корр. РАН В.А. Лекторский и проф. О.Е. Баксанский.

Изучаемые когнитивные механизмы — приобретение, преобразование, репрезентирование, хранение и воспроизведение информации — реализованы в мозге. Они находят свое выражение как в сознательной, так и в бессознательной сферах психики. Основополагающие процессы, объясняющие познание, реализуются бессознательно (универсальная грамматика Н. Хомского, модальности восприятия). Основное предположение когнитивных наук состоит в том, что все мыслительные процессы представляют собой определенные стратегии, которые можно изучить с помощью вербальных и невербальных характеристик их выражения. Любая когнитивная стратегия, доступная одному человеку, может быть усвоена и воспроизведена другим человеком. Требуют философской рефлексии такие свойства когнитивных процессов, как: темпоральность; социальность; единство; субъективность; структурированность; интенциональность. Подходы к исследованию указанных особенностей и тенденций современного когнитивного подхода, а также методологических оснований когнитивных наук представляют актуальную тему для философских исследований и рефлексии.

Во вступительном докладе В.Л. Лекторский обстоятельно проанализировал современное состояние философии, эпистемологии, когнитивной науки. В течение многих столетий, отметил он, анализ знания и познания был специфическим объектом эпистемологии как одного из основных разделов философии. Начиная с конца XIX столетия, познавательные процессы стали исследоваться также специальной наукой — психологией. Сегодня изучением познавательной деятельности заняты многие специальные дисциплины: не только психология, но и нейропсихология, социология (социальный анализ научного познания), культурология, когнитивная лингвистика, исследования в области искусственного интеллекта. Около 30 лет тому назад появилось новое междисциплинарное направление — когнитивная наука. Последняя пытается интегрировать философию, логику, лингвистику, психологию, нейронауки и исследования по искусственному интеллекту в рамках некоторых общих предпосылок. Сначала эти предпосылки были связаны с пониманием познания в качестве вычислительного процесса и с идеей ментальных репрезентаций. Эволюция этих исследований привела к возможности иного понимания познавательной деятельности. Эти исследования дают возможность по-новому представить некоторые старые философские проблемы (проблема сознания, субъективность и реальность, граница «внешнего» и «внутреннего» в познавательной деятельности, так называемый «методологический солипсизм», конструктивизм и реализм в эпистемологии и др.) и ставят множество новых проблем: природа ментальных репрезентаций, множественность и единство сознания и т.д. Развитие когнитивных исследований — это вызов для современной философии, которая должна на него ответить и пересмотреть ряд своих представлений.

Д.И. Дубровский сосредоточил внимание на методологических проблемах исследований субъективной реальности, отстаивая тезис, что эта проблематика играет принципиальную роль в когнитивизме.

B.C. Швырев сопоставил современные и классические когнитивные подходы, выделил общие тенденции и сосредоточил внимание на специфических различиях и но-воприобретениях.

О.Е. Баксанский выполнил аналитический обзор фундаментальных, прикладных и практических аспектов когнитивных наук, которые представляют собой сегодня целое семейство дисциплин, объединенных взаимодействующей проблематикой и сходными методологическими принципами. Традиционно к ним относят философию (прежде всего, эпистемологию и методологию науки), лингвистику, антропологию, нейрофизиологию, область искусственного интеллекта (включая теорию информации, теорию принятия решений и теоретическую информатику) и психологию (в первую очередь, когнитивную — психологию познавательных процессов). Фактически сегодня можно говорить о том, что когнитивные модели и методологические подходы широко распространились в науке вообще, стали неотъемлемыми инструментами профессионалов в различных областях, причем не только на исследовательском, но и на практическом уровне. Без них уже сложно представить современную социологию, политологию, экономику, менеджмент, теорию управления, медицину, историю и педагогику.

Постепенно в различных областях философии происходит зарождение и развитие новых позиций, соответствующих принципам когнитивного подхода. Фактически идет процесс второго порядка: сначала философия внесла свой вклад в становление когнитологии, теперь же когнитивные представления изменяют предмет самой философии. Соответственно, в философии не может не проявиться когнитивная экспансия. Эти вопросы были детально проанализированы в докладе А.П. Огурцова.

Л.А. Микешина акцентировала внимание на базовых категориях и принципах взаимодействия эпистемологии и когнитивной науки. Обновление и обогащение категориального аппарата современной эпистемологии предполагает, как один из плодотворных путей, изучение арсенала понятий, а также специфических способов их образования в современных когнитивных науках, представляющих собой, в определенном смысле, метауровень таких давно существующих наук, как психология, лингвистика, семантика и другие. Переход на столь высокий уровень обобщения и абстракции дает возможность увидеть новые общие проблемы эпистемологического характера. Одна из таких проблем — категоризация, — казалось бы, давно исследованная в философии, вышла на передний план в когнитивной науке и неожиданно вызвала к жизни новые вопросы фундаментального уровня познавательной деятельности. Категоризация понимается как процесс отнесения познаваемого объекта к некоторому классу, в качестве которого могут выступать не только названия материальных предметов, но сенсорные и перцептивные образцы, социальные стереотипы, эталоны поведения — в целом обобщения, несущие в себе совокупный общественный опыт. Особенно интересен опыт гуманитарных наук, которые в отличие от естествознания открывают иные когнитивные структуры в их соотношении с языком, психологией и телесностью субъекта, а также базовые способы упорядочивания и классификации (таксономии) многообразных форм знания на всех уровнях проявления когнитивной способности человека.

Как бесконечное разнообразие действительности охватывается конечным числом языковых форм? Этот вопрос стал одним из центральных в когнитивной лингвистике, в частности, во вновь складывающейся прототипической семантике. Понимание языка как единства когниции и коммуникации, выражаемое, в частности, через фундаментальный процесс категоризации, может стать предпосылкой и основанием для становления и развития методологии наук о духе и наук о культуре. Одновременно опыт когнитивной лингвистики, исследующей фундаментальную операцию категоризации как универсальную во всех видах познания, дает новые возможности для более глубокого понимания, в том числе в философии, природы категорий, универсалий вообще, а также обогащения эпистемологии как учения о познании и дальнейшего ее развития с опорой на гуманитарные науки.

Новые представления о познании и человеческом интеллекте неизбежно влекут за собой новые представления о человеке вообще, о соотношении «внешней» реальности (окружающего мира) и реальности-для-человека, о соотношении индивидуальной свободы и социальной необходимости, а также о том, что следует понимать под «когнитивной эволюцией» человека — данный круг вопросов был рассмотрен в выступлении И.П. Меркулова.

Эволюционная эпистемология — направление, сформировавшееся в эпистемологии первой половины XX в., которое своим возникновением обязано, прежде всего, дарвинизму и последующим успехам эволюционной биологии, генетики человека и когнитивной науки. Главный тезис эволюционной эпистемологии (или, как ее обычно называют в германоязычных странах, эволюционной теории познания) сводится к допущению, что люди, как и другие живые существа, являются продуктом живой природы, результатом эволюционных процессов, и в силу этого их когнитивные и ментальные способности и даже познание и знание (включая его наиболее утонченные аспекты) направляются в конечном итоге механизмами органической эволюции. Классическая эволюционная эпистемология исходила из предположения, что биологическая эволюция человека не завершилась формированием Homo sapiens — она не только создала биологическую основу для возникновения человеческой культуры, но и оказалась непременным условием ее удивительно быстрого прогресса за последние 10 тыс. лет.

Итак, если наш мозг действительно обрабатывает когнитивную информацию, если процессы обработки информации мозгом генетически контролируются, а кроме того, существуют механизмы обратного воздействия работы когнитивной системы на гены, управляющие ее функционированием, то современная эволюционно-информационная эпистемология вполне может отталкиваться от предположения, что эволюция человека, эволюция нейронных систем его мозга (нейроэволюция) продолжается, что эта эволюция сопряжена, главным образом, с адаптивно ценными изменениями в когнитивной системе человеческих популяций, с изменениями в процессах переработки когнитивной информации. И.П. Меркулов подчеркнул, что благодаря вовлеченности, непосредственному участию генов в выполнении мозгом своих когнитивных функций обеспечивается закрепление достижений когнитивной эволюции в геноме человеческих популяций.

В.И. Аршинов показал в своем докладе, что когнитивные науки представляют собой принципиально междисциплинарное направление, поскольку для них характерно привлечение данных из целого ряда конкретно-научных областей знания — игнорирование междисциплинарных барьеров. Когнитивные науки — изначально междисциплинарная область, внутри которой свободно циркулируют подходы, теории, модели и эмпирический материал без жесткой «привязки» к соответствующим секторам науки, за счет чего удается обеспечить системный анализ проблем и богатую коммуникативную среду для исследователей. Так, наряду с психологическими и кибернетическими моделями, когнитивные исследователи эффективно оперируют нейрофизиологическими, лингвистическими и синергетическими моделями и подходами.

С точки зрения В.Л. Васюкова, когнитивные исследования представляют собой мощный инструмент для формулировки формальной онтологии. Их ведущая методология — информационный подход. Информационный подход рассматривает реальность с точки зрения информационных процессов, имеющих в ней место, — человек понимается как мыслящая система в мире информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *