философско-исторические и социологические концепции, извращенно трактующие возросшую роль масс в истории, абсолютизирующие некоторые черты современного буржуазного общества.
«МАССОВОГО ОБЩЕСТВА» ТЕОРИИ — философско-исторические и социологические концепции, извращенно трактующие возросшую роль масс в истории, абсолютизирующие некоторые черты современного буржуазного общества. Истоки «М, о.» т. можно найти в идеях феодальной реакции на буржуазные революции во Франции и Америке 18 в. (Берк и др.). В дальнейшем идеи «бунта» против масс, против «омассовления» общества разрабатывались философами и социологами, критикующими буржуазное общество с позиций индивидуализма и элитаризма (Ницше, Бердяев, Ортега-и-Гассет). В наше время \’«М. о.» т. изображают современное общество вступающим в новую фазу, когда вследствие «возвышения масс» и их вторжения («массовая политика») в традиционные сферы деятельности элиты происходит «катастрофическое снижение» культурных стандартов (в форме массовой культуры), нивелировка личности в массе (появление «человека толпы»), постоянное приспособление ее к вкусам и мыслям окружающих, что выражается в конформизме (Арендт, Рнсмен). Однако известно, что именно эксплуататорский строй отчуждает личность от ее социальных связей и социального творчества, от реализации ее исторических возможностей. В буржуазном обществе индивид часто становится действительно одиноким «атомом», неотличимым от миллионов ему подобных, которыми манипулируют средства массовой пи-формации, правовые, религиозные и другие институты, влияющие на общество в целом. Этот процесс получил извращенное отражение в «М. о.» т., объявляющих утрату человеком своих индивидуально-личностных качеств всеобщей исторической тенденцией. Отрицая возросшую творческую роль народных масс в историческом процессе, многие буржуазные идеологи пытаются доказать неспособность их к эффективному политическому руководству общественной жизнью (Белл, Парсопс и др.). Скрытый смысл «М. о » т. состоит в том, чтобы, признав кризисное состояние западного общества, объявить виновником всех несчастий народные массы. Для «М. о.» т. характерен в основном исторический пессимизм, настроение обреченности и неуверенности, что выливается либо в фатализм, либо в волюнтаризм, когда все надежды возлагаются на «гениальных лидеров», элиту, якобы способную спасти капитализм от гибели.