совокупность ценностей буржуазной культуры, распространяемых с помощью средств массовой информации среди широких слоев населения (буржуазными социологами обычно противопоставляется «элитарной культуре», культуре для немногих, недоступной массам).
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — совокупность ценностей буржуазной культуры, распространяемых с помощью средств массовой информации среди широких слоев населения (буржуазными социологами обычно противопоставляется «элитарной культуре», культуре для немногих, недоступной массам). Идейно-эстетическая сущность М. к. заключается в соединении определенных художественных образов и приемов, имеющих своей целью, как правило, снятие социально значимого содержания искусства, со стереотипами буржуазной пропаганды. Она использует традиции подлинно художественного творчества, подвергая их обычно вульгаризации, упрощению, прибегая к художественному штампу. При этом М. к. эксплуатирует некоторые объективные социальные процессы и явления, ориентируется на механизмы психики человека. М. к. выступает как средство идеологического и психологического воздействия на широкие массы в капиталистических странах, используется в целях рекламы товаров широкого потребления (в качестве которых могут выступать и духовные ценности), для насаждения потребительства, норм буржуазного образа жизни. Это проявляется и в культивировании настроения эскапизма (ухода от действительности), идей конформизма (удовлетворенности существующим социальным строем), атмосферы насилия, в использовании различных мистических элементов и символов и т. п. Экспансия М. к. в развивающиеся страны имеет своей целью противодействие развитию там национальной культуры. М. к.— проявление кризиса культуры в условиях монополистического капитализма.