XII
Но, может быть, кто-нибудь скажет, что это я выбрал из их писаний «случайные» фразы, «неудачные» выражения, непродуманные формулы, нечаянно сорвавшиеся у неопытных авторов?
Казалось бы, появление «чингисхановой» брошюрки содержит уже ответ на это предположение… Однако это еще не все. Написав все эти фразы, выражения и формулы, господа «евразийцы» имели возможность проверить себя. Они показали их одному из самых авторитетных и всеми уважаемых членов Российской Императорской Академии наук, чей политический и литературный опыт вне споров. И он прямо указал им на опасность, соблазнительность и зловредность такого уклона, советуя им остановить оползень в самом зародыше…
Они выслушали и вслед за тем напечатали свои формулы. И, далее, раскрыли их в псевдонимной брошюре. Они знали, что делали.
И тем не менее я еще не склонен «безоговорочно» сближать или смешивать «евразийцев» со «сменовеховцами».
Мне кажется, что между ними есть еще различия.
Те отдавали себе отчет, с каким огнем они играют: и все-таки играли; и доигрались.
Я надеюсь, что господа «евразийцы» не отдают себе отчета, с каким огнем они играют; я надеюсь, что они поймут это и перестанут играть с ним; и не доиграются.
Они могут еще удержать свой идейный оползень.
Но для этого им надо не только по-новому истолковать свои оползающие формулы и усилить элемент «оговорок»; и не только гневно и четко (о, чем с большим гневом, тем лучше, тем утешительней!) «опровергнуть» критические указания П. Б. Струве, В. В. Шульгина, И. Д. Гримма, М. В. Шахматова и мои…
Нет, для этого они должны научиться умственной скромности и строгости к себе; и предаться на время литературному и «проповедническому» воздержанию. Нельзя принимать всерьез каждое свое впечатление, каждую свою выдумку; нельзя впадать в наивный восторг перед слегка подновленными тривиальностями; нельзя думать, что ссылка на православие все покроет и оборонит; нельзя выступать с безмерными, комическими претензиями. Прежде, чем учить и учительствовать, надо самому учиться; надо пройти долгую школу аскетического воздержания, самокритики и самоурезывания, надо воспитать и укрепить свой духовный опыт и очистить свое духовное видение.
«Новое мироощущение», «новое мировоззрение», «новая система мысли и действия» — не изобретаются в порядке скорого думания и борзого писания. Для этого необходимо нечто несравненно большее. И прежде всего, отсутствие нарочитости и претензии. И далее, чувство духовной ответственности за каждое сказанное и напечатанное слово.
Иначе произойдет только то, что душевная смута выльется в литературу: возникнет беспочвенная агитация и идейный оползень.