НАЦИОНАЛИЗМ И АГРЕССИЯ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Необходимо отметить, что такую позицию занимают не только крайне правые экстремисты ФРГ, но и так называемые консерваторы, формально отмежевывающиеся от гитлеровского фашизма. Еще с периода подписания мирного договора СССР и ФРГ их орган «Дойчланд магазин» пестрил такими заголовками статей: «Мира без справедливости не должно существовать. Капитуляция перед реальностями?»; «Конец свободной Европы? Следствие Московского договора об отказе»; «Почему Московский договор является антиконституционным?» и т. и. Анализируя политическую функцию этой публицистики, Л. Эльм писал, что подобные акции являются публицистической помощью действующим в партийной и государственно-политической сфере, а также и в аппарате юстиции реакционным силам, среди которых ХСС и возглавляемое им баварское земельное правительство «неизменно занимают ведущие позиции». Суть консервативной политики, продолжал он, состоит в том, чтобы сформировать воинственный, шовинистически-милитаристский блок, который при дальнейших внешних и внутриполитических осложнениях был бы «главной опорой в реализации агрессивных планов монополистической буржуазии ФРГ».

Как фальсификация истории «третьего рейха», так и националистические измышления о политике стран социализма усиливают тот идейно-психологический климат в ФРГ, на основе которого активизируются неонацистские и прочие крайние реакционные проявления. «Неонацизм в ФРГ,— пишет Р. Шнейдер,— уже не находится в начальной стадии». Об этом свидетельствуют многочисленные организации, развлекательные заведения и издательства, которые существуют легально либо довольствуются полулегальным статусом. Кроме того, в последнее время стали в еще большей мере заметны воинственные террористические объединения.

Общее членство легально существующих военных союзов и объединений бывших эсэсовцев, офицеров рейхсвера, переселенцев с чужих территорий и т. п. составляло в 1978 г., по неполным данным, 4,8 млн. человек, что представляет 12 проц. взрослой части населения ФРГ, обладающей избирательным правом. Если же к этому добавить членов семей указанных лиц, то этот процент возрастет до 36.

Нет необходимости объяснять, что данная категория граждан Федеративной Республики так или иначе связывает свои надежды с реставрацией нового варианта «третьего рейха» и отдает предпочтение фашистскому политическому режиму. Этот анализ подтверждается непосредственным опросом общественного мнения, проведенного Аллеисбахским институтом летом 1975 г. на тему «Как вы относитесь к Гитлеру?». Почти каждый второй западный немец старше 45 лет и каждый третий из числа более молодых назвали Гитлера «одним из величайших государственных деятелей Германии». 36 проц. опрошенных считают фашистскую диктатуру «не такой уж плохой», а многие полагают, что человек, вроде Гитлера, «лучше справился бы с проблемами сегодняшнего дня, чем боннские политики».

Эта категория пополняется также за счет «умеренных» консерваторов, не воспринимающих открыто фашизма, но стремящихся к «восстановлению» Германии в границах 1937 г. любым путем. Вся эта политически неоднородная масса добивается прихода к власти большой коалиции ХДС/ХСС, и они имеют па это реальные шансы, ибо разница голосов избирателей СДПГ и СвДП, с одной стороны, и ХДС/ХСС — с другой, в 1976 г. составила лишь 700 тысяч (19,09 млн. и 18,39 млн.). Немногим больше эта разница была на выборах в бундестаг в 1980 г. Во всяком случае 44,5 проц. голосовавших поддержали блок ХДС/ХСС. Другими словами, почти половина населения ФРГ, участвовавшего в голосовании в 1976 и 1980 гг., многие из которых обмануты реакционной пропагандой, выступает за политику национализма и реваншизма. Реваншистские же притязания ХДС и ХСС вновь официально закреплены в резолюциях их съездов в 1980 г.

Активизация традиционного германского национализма, определяемая идеологическими потребностями агрессивного империализма ФРГ, имеет сегодня две специфические особенности, неразрывно связанные между собой. Это его раздувание за счет вражды к ГДР и Советскому Союзу па основе антикоммунизма в целом. Крупный историк и философ-марксист Р. Штайгервальд в своей книге «Марксистский классовый анализ позднебуржуазных мифов» пишет: «В ФРГ антисоветизм, враждебность к ГДР и ГКП составляет основную суть антикоммунизма». При этом классовая ненависть к странам социализма вуалируется «интересами нации», что позволяет реакции, с одной стороны, поднять свои ретроградные задачи да уровня национальных проблем и получить поддержку аполитичной части населения страны, включая и те ее элементы, объективные интересы которых не совпадают с интересами реакционной буржуазии, а с другой — соединить различные политико-идеологические течения буржуазии на основе антикоммунистического национализма.

Заранее оговоримся, что нет синхронности между теми элементами, которые вовлечены па основе антикоммунистической пропаганды в антисоветскую, антисоциалистическую кампанию, и марксистским пониманием антикоммунистов. Или, точнее говоря, необходимо различать воинственный антикоммунизм агрессивных кругов империализма, ведущих направленную линию борьбы против социализма, мира, демократии и прогресса, от неприятия коммунизма на уровне обыденного сознания более широкими слоями населения западных стран, обработанных империалистической пропагандой. Гэс Холл писал, что необходимо видеть различие между «ультраправым типом антикоммунизма и мнениями тех, которые при всей своей честности не соглашаются с коммунистической точкой зрения». Большинство американцев «будут спорить и дискутировать с коммунистами, по если они поймут сущность того, что большой бизнес и ультраправые насаждают антикоммунизм с целью уничтожить демократические движения, тогда они отвергнут этот обман, исходя из собственных интересов».

Это положение четко выражено в материалах Берлинской конференции коммунистических и рабочих партий Европы: «Коммунистические партии не рассматривают как антикоммунистов всех, кто не согласен с их политикой или выступает с критических позиций по отношению к их деятельности. Антикоммунизм был и остается орудием империалистических и реакционных сил в их борьбе не только против коммунистов, но и против других демократов и демократических свобод». В том же плане необходимо понимать и термин «антисоветизм». Раскрывая его содержание, Эрих Хонеккер говорил на VIII съезде СЕПГ: «Как и раньше, антикоммунизм-антисоветизм является главным политико-идеологическим оружием империалистической буржуазии. Он представляет собой концентрированное выражение страха империализма перед растущим влиянием социализма. Одновременно антикоммунизм является выражением идеологической агрессивности империализма против главной силы социалистической системы — СССР, против трех главных революционных потоков нашей эпохи вообще».

Современная марксистская характеристика сущности и роли антикоммунизма и антисоветизма является необходимой методологической посылкой как для определения главного направления борьбы коммунистических и рабочих партий мира, так и для определения постоянных или временных союзников в этой борьбе. Этими союзниками являются все демократические, прогрессивные элементы, выступающие против войны и фашизма. Реакция же, и в первую очередь в ФРГ, стремится с помощью раздувания националистических настроений, часто не поднимающихся выше уровня массового психоза, натравить население своей страны против Советского Союза, ГДР, других стран социализма и коммунизма в целом.

Наблюдающаяся с 60-х годов форсированная пропаганда национализма всей системой массовых коммуникаций ФРГ, с одной стороны, не могла идти в прямом продолжении старых традиционных линий, неразрывно связанных с дискредитированным гитлеровским фашизмом, а с другой — она не могла ни принципиально порвать со своими классово-обусловленными предпосылками, со своим идеологическим содержанием и социальными функциями в их традиционных чертах, ни выдвинуть что-либо новое в смысле социальной аргументации. Поэтому идеологическая энергия национализма этого периода, применяясь к условиям, выражалась главным образом в воинствующем реваншизме с ярко выраженной антикоммунистической направленностью и в неофашистской демагогии.

Во внутренней связи с активизацией волны национализма в середине 60-х годов находится основание в конце 1964 года «Национально-демократической партии» (НДП) — прямой наследницы гитлеровской НСДАП — и ее укрепление, означавшее наступление организованного неофашизма и стремление всей реакции страны к объединению. Однако приход к власти социал-демократов и подписание мирного договора ФРГ с СССР, а также и договоров с другими странами социализма, включая ГДР, совпавшие в международном плане с ослаблением периода «холодной войны», значительно снизили эффективность реваншизма как средства реакционного воздействия па обывателя. В этих условиях реваншизм, как один из ведущих элементов правоэкстремистского влияния господствующего класса ФРГ, потерпел политическое поражение и потерял прежнюю программную и политико-массовую функцию, хотя и остался составной частью агрессивной стратегии монополистической буржуазии.

Понижение действенности традиционного боннского реваншизма реакция стремится компенсировать за счет других своих мировоззрепческо-идеологических компонентов, среди которых выделяется откровенный антикоммунизм.

Антикоммунизм является главным идеологическим оружием империалистической буржуазии. С изменившимся соотношением сил на международной арене появились новые, несколько завуалированные разновидности антикоммунизма и, не в последнюю очередь, социал-демократической ориентации. Это однако не означает распад его правоэкстремистских вариантов. Для империализма закономерна тенденция, определяющая существование и активизацию социальных групп, идеологий и политико-тактических концепций, постоянно стимулирующих воспроизводство крайней формы антикоммунизма. При этом изменившиеся псевдолиберальные разновидности антикоммунизма подвергаются воздействию и критике откровенного правого экстремизма не в последнюю очередь для того, чтобы «компенсировать» возрастающее влияние реального социализма и марксизма-ленинизма, а также давление антиимпериалистических демократических сил. Что же касается ФРГ, то здесь антикоммунизм, причем исключительно воинственного характера, с самого начала был составной частью государственной доктрины. И это является одним из важнейших побудительных факторов формирования западногерманской идеологии милитаризма. Особое значение антикоммунизма как интегрированной платформы всех реакционных сил Западной Германии определяется, номерных, крайне агрессивными традициями германского империализма; во-вторых, итогами второй мировой войны, одним из важнейших последствий которых является образование в восточной части страны нового, социалистического государства; и, в-третьих, мещанским восприятием, на уровне обыденного сознания, разгрома гитлеровского фашизма как поражения Германии в войне. О традициях германского империализма говорилось выше. Остановимся подробней на двух других факторах.

Поражение фашистской Германии во второй мировой войне и образование в восточной части страны новой социалистической Германии используется наиболее оголтелыми кругами западногерманского монополистического капитала для антикоммунистической пропаганды. Спекулируя на экономических, психологических, политических трудностях западного немца, его комплексе ущемленности и растерянности первых послевоенных лет, а сегодня на кризисных явлениях и существовании двух германских государств с различным общественно-политическим строем, реакционная буржуазия пытается представить ослабление сферы своей власти «национальным позором», что в руках умелой пропаганды превращается в активный рычаг воздействия на психологию мещанства, и, посредством раздувания воинственного национализма и предметно-реваншистских тенденций, создает социально-психологический климат для проповеди правоэкстремистской идеологии в целом. К тому же разгром гитлеровской Германии, решающую роль в котором сыграл Советский Союз, воспринятый подавляющей массой населения мира как освобождение Европы от фашизма, по-иному ложился на психологию немецкого обывателя.

Для национальной буржуазии, мелкобуржуазных слоев и рабочего класса европейских стран эта победа персонифицировалась с личной свободой и счастьем, что определило глубокие симпатии к Советскому Союзу, советским коммунистам и коммунистам своей страны как представителям этого всемирного пролетарского движения. Эта причина была одной из определяющих в росте классового самосознания пролетариата Европы весь послевоенный период. Что же касается мещанской психологии ФРГ, то разгром фашизма, неразрывно связанный с поражением гитлеровского вермахта, воспринимается ею как «победа врага» в войне. Соответствующий настрой мещанской части населения и определяет тот сложный внутренний климат, который является одной из серьезных причин, способствующих активизации антикоммунизма в ФРГ и негативно воздействующих на «развитие классового самосознания» и политизацию рабочих масс Западной Германии. Понятно, что оба эти процесса тесно взаимосвязаны.

Элементы реалистической политики боннского правительства в отношении стран социализма, проявившиеся в первой половине 70-х годов, дали новый стимул для активизации националистической идеологии реакционных кругов ФРГ, и в первую очередь в ее антисоветском варианте. Один из современных консерваторов Г.-К. Кальтенбруннер в 1972 г. писал, что «самыми опасными противниками являются, с одной стороны, советский империализм, с другой — левый утопизм». Спекулируя на лозунгах «свободы» и «демократии» и противопоставляя им мир и прогресс, лидер правоэкстремистских сил ФРГ Ф.-Й. Штраус заявлял: «Сегодня более решительно, чем когда-либо, перед нами встает альтернатива; либо мирная социалистическая Европа московского образца, либо объединенная Европа со свободно-демократическим общественным порядком в духе Конрада Аденауэра».

Интерпретируя активную политику СССР и других стран социализма по нормализации международной обстановки, за мир и безопасность народов как «агрессивные притязания» коммунистов, глава крупнейшего издательского концерна ФРГ А. К. Шпрингер, награжденный в 1970 г. западногерманскими милитаристскими кругами памятным знаком «За заслуги перед немецким востоком и за пропаганду права па самоопределение», писал: «Нормализация с Востоком? Трижды да! Но не посредством «лояльного поведения» по отношению к диктаторам».

Политика мирного сосуществования характеризуется этими кругами как «красный империализм», стремящийся к «овладению миром». И для этого, мол, СССР экспортирует революции.

Приведенные заявления показывают, что западногерманская реакция свои стремления дезавуировать советскую внешнюю политику неразрывно связывает с фальсификацией сущности социализма. И в этом аспекте национализм непосредственно превращается в орудие борьбы с внутренними демократическими и прогрессивными силами ФРГ. Даже те буржуазные политики и идеологи, которые под давлением существующих реальностей выступают за переговоры с Востоком и разрядку международной напряженности, объявляются правоэкстремистами «носителями коммунизма», «врагами нации» и «преступниками». Для раздувания этого психоза и ориентирования агрессивности мещанских масс против последовательных борцов за демократию и социальный прогресс, а также и против либеральной буржуазии крайне милитаристские круги ФРГ заявляют, что «марксистский социализм» не песет освобождения народу. Реальный социализм, по этой концепции, не имеет никакой закономерности и якобы представляет собой «полную хаотичность», насыщенную гражданскими войнами, беспорядками и беззакониями.

Националисты неонацистской окраски видят свою миссию в «защите всех немцев» от гражданской войны марксистского социализма, «декаданса гуманности» в мире, обвиняют правительство ФРГ и ее органы юстиции в попустительстве коммунистам, призывают покончить с «либерализмом» по отношению к «красным преступникам» и «социалистам» во имя «нового порядка». Настоящей защитой мира от мирового коммунизма, по этой концепции, должна стать Германия, «избавившаяся от страха и иностранного господства». Свободная Германия (в националистическом понимании)—«защита немцев и мира». Всех же несогласных с этой реакционной политикой экстремисты называют «агентами коммунизма», «предателями интересов нации». Западногерманский левый социалист профессор Р. Кюнль в этой связи пишет, что понятия «коммунизм», «марксизм», «социализм» истолковываются «непомерно расширительно для того, чтобы можно было объявить коммунистическим любое требование социального прогресса».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *