Объективные смыслы жизни и существования

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Прогноз объективных смыслов

Объективные смыслы существования определяются путем рассмотрения более широкого пласта реальности (контекста), в частности, как обеспечение последующего и дальнейших этапов эволюции. При поиске таких смыслов является естественным исходить из закономерностей развития. Они сформулированы Гегелем и развиты в более поздних работах [17, 42, 43]:

  • развитие есть возникновение высшего из низшего (причем не из максимально, а из оптимально развитого низшего);
  • высшее включает низшее и сохраняет его в качестве своей основы или фундамента, при этом обеспечиваются условия для максимального развития включенного низшего;
  • включенное низшее подчиняется высшему;
  • подавляющая часть низшего не включается в высшее, а образует среду, в которой функционирует высшее;
  • образующееся высшее имеет уровневую, иерархическую структуру.

Высшее без низшего. Итак, низшее после создания высшего теряет этот аспект смысла своего существования, но сохраняет смыслы функционирования в качестве составной части и как среды для высшего.

Однако развитие человеческой цивилизации в существенной степени теснит растительный и животный мир планеты. Более того, человек активно создает для себя искусственную среду обитания, автономную от природы. Как крайний случай, системы жизнеобеспечения проектируемых межпланетных космических станций обходятся без животных, а из растений достаточно одной водоросли — хлореллы. Более того, проблема синтетического получения всех компонентов пищи в принципе современной химией уже решена. Намечается возможность существования человека в среде неживой природы в качестве низшего, исключив живую природу. Это вполне вероятно при расселении в космическом пространстве или на необитаемых планетах. Соответственно, если человеком будет создана более высокоорганизованная форма материи [36, 38], она со временем, по-видимому, сможет обойтись и без человечества в качестве среды.

В этих случаях исключается смысл существования низшего как среды для высшего. В качестве отчасти формального выхода из этого противоречия с приведенными закономерностями развития можно уточнить, что низшее является средой для высшего, но под этим низшим не обязательно понимать то низшее, непосредственно из которого высшее образовалось. В то же время смысл существования низшего в качестве составной части образовавшегося из него высшего, если и нуждается в такой оговорке, то в меньшей степени.

Аналогии. Наличие и плодотворность аналогии в движущих силах эволюции неживой и живой природы рассмотрена ранее, в разделе «Отбор объективных смыслов». Производит большое впечатление и может оказаться плодотворной для прогнозов также аналогия в закономерностях и формах биологической и технологической эволюций [31, 33, 44]. Движущие силы и причины сходства здесь те же, что и разобранные ранее для неживой и живой природы.

Первые представители нового вида обычно малы, примитивны, внешний облик их заимствован у уже существующих видов, они с трудом выдерживают конкуренцию с существующими. Первые млекопитающие походили на земноводных и пресмыкающихся, первые автомобили — на бричку; первоптицы скорее планировали, чем летали, паровоз двигался медленнее конных экипажей [31].

Однако по мере развития (особенно в случае благоприятного изменения внешних условий) начинается экспансия тех новых видов, у которых возникает превосходство в борьбе за существование. Появляется множество новых структурных решений: в классе млекопитающих насчитывается около 40 отрядов (3500-4000 видов); автомобиль «породил» автобус, грузовик, бульдозер, мотопомпу, танк, вездеход, автоцистерну. Таким путем вид идет к вершине развития, становится тем, что дает название целой эпохе. Для начала последующей деградации характерны гигантизм (динозавры, древние папоротники; дирижабли, ЭВМ на радиолампах) и сверхспециализация, часто связанная с измельчанием [31].

Подобие биологической и технологической эволюций доходит до курьезов: даже вторичные половые признаки (петушиный гребень, брачная окраска) имеют своего аналога: обусловленные давлением моды украшения продуктов технологии (оформление радиатора, фар, форма автомобилей) [31].

Подробно обсуждалось также подобие биологической и социальной эволюций. В качестве единственного существенного отличия здесь выделена скорость: история общества развивается на 3-5 порядков быстрее истории живого вещества Земли [33].

Во всех случаях является характерным изменение смысла существования в зависимости от этапа развития: на ранних этапах необходимо выжить, далее — максимально расширить ареал существования, на стадии регресса — сохраниться.

Приведенная аналогия в биологической и технологической эволюциях может оказаться полезной для прогнозирования, в том числе смыслов существования, внутри отдельных циклов (точнее, витков спирали) развития. Далее рассмотрим подходы к закономерностям изменений при переходе от одного цикла к другому.

Переход количественных изменений в качественные. Трудности при определении характеристик следующего цикла вызваны в основном тем, что он возникает в результате перехода количественных изменений в качественные. Прогноз особенно затруднен, если этот переход происходит резко, с разрывом и скачком.

Закон диалектики о переходе количественных изменений в качественные получил (В науке сегодняшнего дня не принято отмечать, что сформулированная Гегелем и развитая Энгельсом закономерность перехода количественных изменений в качественные путем разрывов и скачков лежит в основе современных теорий переходов через бифуркации. Большинство западных ученых отвергает диалектику Гегеля в связи с тем, что она использовалась для обоснования необходимости и целесообразности тоталитарных режимов, а ученые бывшего «социалистического лагеря» опасаются упреков в заскорузлом марксизме-ленинизме [41].) развитие и уточнение в современных концепциях самоорганизации и эволюции открытых (в них извне поступает энергия) неравновесных систем [28]. На первоначальных этапах развития качественное состояние системы не изменяется. Но под влиянием внешних условий или внутренних противоречий система теряет устойчивость и переходит в критическое состояние. Далее следует скачкообразный переход (В качестве аналогии приводились [28] фазовые переходы типа лед — вода — пар.) в качественно новое состояние. Для сложных систем имеется несколько таких новых состояний, в том числе более упорядоченные. Для истолкования и математического описания переходного скачка применяется три подхода: синергетика, теория катастроф и термодинамика неравновесных процессов [28].

Отрицание отрицания. Применение других концепций диалектики к прогнозированию направлений развития (и, следовательно, пониманию соответствующих смыслов существования) не разработано столь подробно. Особенно полезным здесь может оказаться отрицание отрицания, по которому особенности развития повторяются, но не тождественно, а на более высоком уровне. Из относительно новых успешных применений этой концепции можно упомянуть разработку представлений об аналогии в конкурентных стратегиях компаний (фирм) и биологических популяций [45], о смене доминирующих форм общественного сознания, в частности, появлении элементов мифа в современной науке [38, 46]. В неорганической химии отрицание отрицания удалось выразить математически, в виде уравнения, описывающего изменения свойств элементов и их соединений по всей Периодической системе на количественном уровне [47-51].

По-видимому, сходство в результате отрицания отрицания, как более сложный вариант, встречается реже, чем простая аналогия. В то же время констатация простой аналогии может быть результатом недостаточного развития или изученности явления. Так, рассмотренные выше (раздел «Аналогии») подобия в биологической и технологической эволюциях, по-видимому, преждевременно считать результатом отрицания отрицания: технологическую эволюцию еще трудно представить высшим этапом по сравнению с биологической. Однако технологическая уже создает искусственный интеллект и развивается несравнимо быстрее биологической.

Последовательное применение по отношению к смыслу жизни определения смысла как внеположенной сущности явления (события), оправдывающей его существование, связывая его с более широким пластом реальности (контекстом), позволило конкретизировать понимание смыслов жизни, сделать их объективными, рассмотреть их как частный случай более широкого понятия. Объективный смысл существования определяется связями и закономерностями природы и общества, он модифицируется в зависимости от системы (пласта реальности), в которой данное явление рассматривается; разные смыслы, как правило, не противоречат друг другу, а составляют иерархическое дерево. Рассмотрено формирование и трансформации смыслов. В процессе эволюции объективно отбираются явления, реализующие наиболее конкурентоспособные смыслы существования. Объективные смыслы могут быть прогнозированы на основе аналогий и диалектических закономерностей, в том числе взаимоотношений высшего и низшего.

  1. Шредер Ю. Смысл // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль. Т. 3. 2001. С. 576-577.
  2. Фрейд 3., цитир. по: Yalom I.D. Existential psychotherapy. New York: Basic Books, 1980. P. 449. Ялом ИД. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. С. 502.
  3. Шестов Л., цитир. по: Бессонов Б.Н. Смысл жизни личности // Смысл жизни: опыт философского исследования. М.: Изд-во Росс. акад. управления, 1992. С. 8.
  4. Психологические аспекты смысла жизни и акме. VIII симпозиум Психологического ин-та РАО // Вопросы психологии. 2002. № 4. С. 145-9.
  5. Яхнин ЕД. Счастье homo, счастье sapiens, счастье socialis // Современные проблемы смысла жизни и акме. Материалы VI-VII симпозиумов. ПИ РАО. Москва-Самара: Изд-во «НТЦ», 2002. С. 126-129.
  6. Крылов Б.В. Социальная энтропия, или Почему нет в жизни счастья. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 2001. С. 137, 141, 143, 151.
  7. Антонов В.Ю. Вопрос о смысле жизни // Наука. Ценности. Человек. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001. С. 74-78.
  8. Малыгин Г.С. Смысл жизни и жизнь смысла. Иркутск: Изд-во Иркут, ун-та, 1998. С. 38.
  9. Яхнин ЕД. Смысл, счастье и справедливость жизни // Современные проблемы смысла жизни и акме. Материалы VI-VII симпозиумов. Москва-Самара: Изд-во «НТЦ», 2002. С. 118, 121.
  10. Курашов В.И. Философия: человек и смысл его жизни. Казань: КГТУ, 2001. С. 197.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *