Объективные смыслы жизни и существования

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Отбор объективных смыслов

Ранее была показана иерархия смыслов жизни и упомянуто, что человек сосредоточивается на одном-двух вариантах. Кроме обстоятельств, на выбор доминирующих смыслов влияют случайные и субъективные факторы. Таким образом, из числа объективных смыслов произвольно отбираются «главные». Далее последние подвергаются естественному (опять объективному) отбору (см. ниже).

Аналогичным образом в неживой природе не могут с одинаковой интенсивностью реализоваться все возможные смыслы существования. Понятно, что в неживой и живой природе, а также в обществе будут сохраняться явления, взявшие на вооружение смыслы, наиболее способствующие процветанию. При этом крайности вредны и опасны: плохо, когда смысл жизни человека бесполезен или вреден для общества; еще хуже, если общество навязывает человеку смысл, коверкающий его жизнь. Оба эти варианта неконкурентоспособны и не имеют будущего. Исторический опыт показал, что в прошлом очень удачным компромиссом между упомянутыми крайностями оказался протестантизм, обеспечивший преобладающее развитие принявших его слоев населения и государств [40].

Крайне плодотворным представляется рассмотрение эволюции неживой и живой природы, а также общества с единой точки зрения [32, 33]. При этом содержание терминов изменчивость, наследственность и естественный отбор, по Дарвину, было существенно расширено [32, 34]. Изменчивость обеспечивает многообразие, она реализуется через случайность в условиях неопределенности (32). Это турбулентность и броуновское движение (в неживой природе), мутации (в биологии), конфликты (в обществе).

Наследственность обусловливает способность сохранять свои особенности, зависимость будущего от прошлого.

Отбор приводит к сохранению наиболее «жизнеспособного» из огромного количества возможных вариантов [32, 34]. Осуществляется отбор на основе законов физики (например, законов механики Ньютона), химии, биологии, социологии. В неживой природе — это законы симметрии и сохранения, принципы наименьшего действия, неопределенности, минимума диссипации [32], дополнительности, сопряженного изменения свойств [41]. В живой природе — это естественный отбор, по Дарвину, в результате борьбы за существование.

Обобщенный подход позволяет рассматривать смыслы существования в широком плане, с единой точки зрения, а также пользоваться в качестве аналогий более разработанными подходами из области биологии. Смыслы существования должны оптимальным образом сочетать возможность изменчивости, наследственности и естественного отбора. Чрезмерная адаптация так же опасна, как неспособность к адаптации [32]. Повышенный акцент на наследственность, стабильность в ущерб изменчивости прекращает развитие и дает неконкурентоспособное явление.

Характерна с этой точки зрения ситуация, сложившаяся в неживой природе из-за преобладания тенденций к максимальной стабильности (энергетическому минимуму, хаосу, максимуму энтропии). Действительно, камни падают вниз, ручьи текут в реки, реки в моря. Пылевые облака под действием силы тяжести сгущаются в звезды. Из всех возможных вариантов химических соединений и минералов сохраняются наиболее термодинамически устойчивые: атомы кислорода соединяются в молекулы, из водорода и кислорода получается вода. Свое крайнее обобщение изложенные факты получили в выведенной из второго закона термодинамики в XIX в. гипотезе о тепловой смерти Вселенной, из которой следует бесперспективность и бессмысленность существования человечества.

Итак, чрезмерный акцент на стабильность существования ведет в тупик. Однако очевидно, что изложенная картина отражает только один, причем не лучший в смысле будущности, путь (смысл) эволюции материи. За счет притока энергии и вещества извне повсюду происходит непрерывное возобновление деградировавших явлений и развитие. Так, энергия Солнца обеспечивает постоянное возобновление элементов круговорота воды на Земле (облака, ручьи и реки), озонового слоя в атмосфере, растительного мира на суше и в океане.

Живые организмы успешно существуют и размножаются исключительно за счет использования внешней энергии и вещества. В отличие от рассмотренного выше акцента на стабильность в неживой природе, главное в живом — изменчивость и отбор лучшего. Все живое — наглядная и бесспорная иллюстрация реализации такого, более прогрессивного смысла существования.

Очень важно, что, вопреки представлениям, типичным для XIX в., исчерпывание энергии и вещества даже в предельно удаленном будущем не предвидится: термоядерные реакции обеспечивают Вселенную энергией в настоящее время, по мере их угасания возможен переход на еще более глубокий (В XIX в. единственным известным источником энергии была химическая (например, горение), создаваемая перестройкой внешних электронных оболочек атомов и молекул. Переход на ядерный, более глубокий (более элементарный) уровень на настоящее время снял проблему ограниченности в энергии.) и несравнимо более богатый энергией уровень, которым, вероятно, являются взаимодействия внутри элементарных частиц (между кварками?). Следующим по глубине источником энергии представляется субфизическая (возможно, физический вакуум) форма материи [17, 38]. Извлечение энергии с этих уровней может оказаться одним из фундаментальных смыслов существования Разума, так как снимет проблему нехватки энергии для дальнейшей эволюции материи.

Таким образом, хотя второй закон термодинамики и не был отменен, по сравнению с XIX в. принципиально изменились представления о масштабах потенциально доступной энергии. Современный уровень знаний констатирует, что наряду со вторым законом термодинамики действует принцип минимума диссипации [32], утверждающий тенденцию в максимальной степени использовать внешние энергию и вещество. Представление о тепловой смерти Вселенной уступило место концепции неограниченной эволюции материи путем самоорганизации (По другой точке зрения, самоорганизация принципиально отличается от дарвиновского понимания эволюции [28].) на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора в широком смысле этих понятий [32].

Существенным достоинством предлагаемого здесь понятия о смысле существования представляется то, что механизм формирования этого смысла вполне объективен: если кто-то или что-то не может выработать и сохранить смысл, способствующий его развитию — они вытесняются. Таким образом, рассматриваемый в этой статье смысл не только объективно существует и находится (определяется), но и объективно (путем естественного отбора) вырабатывается!

Первостепенную важность имеют также тактика и стратегия реализации смысла существования. Так, если низшие формы жизни могут только приспосабливаться к условиям, то на уровне животных можно наблюдать деятельность по созданию благоприятных условий. Этому служат норы и гнезда, берлога медведя, и, в более высокой степени, — плотина бобров. Люди создали для себя во многом искусственную среду обитания и интенсивно продвигаются в этой области. Наряду с естественным отбором смыслов идет естественный отбор способов их достижения, путем конкуренции выбирается то, что наиболее эффективно стремится к наиболее эффективной цели.

Рассмотренная здесь для неживой и живой природы аналогия в движущих силах эволюции и в отборе смыслов существования распространяется также на технику, общество, культуру (см. далее раздел «Аналогии»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *