Объективные смыслы жизни и существования

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Громадное многообразие определений смысла жизни

В литературе рассмотрено несколько вариантов понимания смысла: логический, ценностной, целевой [7]. Анализ имеющихся в литературе определений показал, что термин «смысл» употребляется в 14 значениях, но первым из них указан «смысл как цель» [8]. Регулярно появляются предложения по разграничению понятий «смысл» и «цель» [9], однако в принятой в настоящее время терминологии они почти тождественны [10]. Отмечалось, что, при строгом рассмотрении, у не имеющих сознания форм жизни цели быть не может, так как цель предполагает понимание намерения; правильнее говорить о направленности развития жизни, ее векторе [11].

Большое впечатление производит многообразие точек зрения — от категорического отрицания смысла, до утверждения о ненужности жизни без признания в ней смысла [12-16]. Пантеизм и материализм [17] постулируют, что смысл жизни заключается в ней самой, монотеизм — в приближении к Богу. Самосохранение, в том числе путем развития, предложено считать смыслом существования любого явления [11].

По Спенсеру, этика — эволюционно возникшее приспособление в борьбе за существование, смысл жизни в ее сохранении, воспроизводстве и освобождении от страданий [1, 17], по Юнгу, смысл жизни — рефлексивная жизненная задача, на которую человек должен найти ответ [18], по Франклу — врожденная мотивационная тенденция [18]. Достоевский видел смысл жизни в самосовершенствовании [19], для Розанова это колокол совести, внутренний свет [19]. Интересна предложенная [20] констатация ведущих смыслов жизни в зависимости от эпохи: Античность — Благо, Средневековье —служение Богу, Возрождение постижение Красоты, Новое время — Знание, Новейшая история Деньги, XXI век Информация.

Смысл жизни зависит от мировоззренческих установок [12]. Он должен изменяться от человека к человеку, от ситуации к ситуации [21]. Поиск смысла сильно осложняет исторически непреходящая противоречивость и неясность целей человечества [22].

Нельзя недооценивать при психологическом подходе ведущую роль чисто физиологических (биохимических) факторов. Как озабоченность смыслом жизни, так и его понимание в значительной степени зависят от характера («счастье — в характере» [23]), а характер — от уровня или соотношения нейромедиаторов, в частности, дофамина, серотонина [23, 24].

Почти все концепции смысла жизни выходят за пределы собственно науки, вторгаясь в область или ценностей, или убеждений, или веры [12]. Жизнь — это единство рационального и иррационального, логического и чувственного, воли, инстинктов [12].

Здесь мы попытаемся остаться в «пределах собственно науки» и изложить объективный подход к смыслу жизни. При этом не приходится искать новых формулировок (их больше чем достаточно), речь пойдет об отборе вариантов, представляющихся объективными, установлении взаимосвязей между ними, попытках найти закономерности возникновения и развития смыслов существования. Рассмотрены высшие (наиболее масштабные) смыслы существования человечества.

Объективный смысл существования

Продвинуться в сторону объективности, освободиться от названных выше иррационального, чувственного, воли и инстинктов можно, если принять, что важно не то, что человек говорит, и даже не то, что он думает; более того, и не то, что он делает, а то существенное, что в результате этой деятельности реализуется.

«Смысл существования» в этой статье будет пониматься в широком плане, вопреки точке зрения [11, 25], иногда высказываемой очень категорично, что это понятие применимо только при наличии сознания.

Рассматриваемый здесь смысл жизни (существования) соответствует определению [1, 25]: » Смысл — внеположенная сущность явления, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности…»

На языке синергетики «смысл — это поликонтекстное одеяние события, его история и прогноз, точнее, возможные их варианты, его сопричастность миру» [26].

При изложенном понимании смысл жизни появляется и у не наделенных сознанием живых существ. Так, смысл жизни каждой особи из любой популяции микроорганизмов, растений или животных — расширение среды обитания, создание нового, более приспособленного к условиям существования и более многочисленного, поколения.

При выбранном понимании смысла жизни смысл существования обретают и неживые объекты. В последовательности космической эволюции материи [28] смысл существования протонов и нейтронов — образование ядер атомов водорода и гелия, смысл существования этих ядер — формирование звезд в галактиках. Смысл существования растений — обеспечение условий для существования животных, смысл жизни животных — реализация появления человека и обеспечение его пищей, одеждой. И т.п.

Интересно, что сходное толкование смысловой основы последней последовательности, но базирующееся на религии, более ста лет назад дал Вл. Соловьев. Он вывел направление развития нашего мира (сначала эволюция природы, затем история человечества) как стремление к всеединству. Это стремление сначала в царстве минеральном действует как слепая сила, затем через царства растительное, животное и человеческое приобретает все более осмысленный характер и приводит к царству Божьему. Отсюда смысл существования каждого царства — стремление реализовать вышестоящее царство, а в конечном плане — достижение абсолютности бытия, единства с Творцом [29].

Конкретизируя развитие животного мира, полезно рассмотреть эволюционное дерево мира животных [30]. Оно иллюстрирует, что смысл существования для простейших — создание беспозвоночных, для беспозвоночных — позвоночных. Смысл жизни древних земноводных — дать начало пресмыкающимся, пресмыкающихся — млекопитающим.

Предлагаемый подход к определению смысла жизни обеспечивает широкий взгляд на проблему, позволяющий рассмотреть смысл жизни как частный случай более широкого понятия и тем самым углубить понимание проблемы. Признание осмысленности существования животных, растений и неодушевленных предметов находится в русле современных констатаций общих закономерностей и движущих сил в развитии общества, живой и неживой природы [31, 32, 33, 34], которые будут рассмотрены ниже, в разделах «Отбор смыслов» и «Аналогии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *