ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. Принцип двойственности в когнитивных практиках

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Ситуация активного действия и необходимости в решающих ситуациях сделать выбор между добром и злом оправдывала четкость классических логических схем рас-суждений. Между хорошим и плохим, справедливым и несправедливым, правдой и ложью нет ни среднего, ни примирения (согласия), ни взаимного перехода. Некоторые исследователи полагают, что представления о том, что в мире нет ничего нейтрального, не нововведение Заратуштры, они продукт более ранних времен и унаследованы от религии древних арийцев, считавших, что все сущее — растения, камни, воды, воздух — наделено «духом» майнью, который может быть добрым или злым, а стало быть, и все творения причастны борьбе Добра и Зла, Истины и Лжи.

Рассмотрим отдельные примеры классической логики, которые взяты из пехлевийского сочинения «Суждения Духа разума», предназначенного для просвещения мирян. Ни автор «Суждений», ни время создания сочинения неизвестны. Как отмечают специалисты, автор был образованным зороастрийцем, хорошо знакомым с Авестой, на которую он неоднократно ссылается. Отношения между непримиримыми Ормаз-дом и Ахриманом описываются в стиле доброй классической логики: «Возможно, (чтобы) был какой-либо мир и согласие («любовь») между лживым Ахриманом, его дэвами и отродьями и Ормаздом и амахраспандами или нет?» Дух разума ответил: «Никоим образом этого не может быть, ибо Ахриман думает о вредной лжи, и его дела — злоба, месть и вражда, а Ормазд думает о праведности, и его дела — благодеяние, добро и правдивость. Все можно изменить, кроме нрава хорошего и плохого, и добрый нрав никаким способом не превратить в зло, а зло — никаким способом не превратить в добро. Ормазд из-за своей доброй природы не одобряет никакого зла и лжи, а Ахриман из-за своей злой природы не принимает добра и правдивости, и поэтому между ними не может быть никакого мира и согласия («любви»)».

Выделим принципы, которые раскрывают диалектику или взаимодействие двух противоположных начал. Энергийная диалектика составляет основу космической метафизики, выводящей возникновение мира из неподвижной точки — непроявленного Единого. Возникающее пространство мыслится наполненным изначальной вселенской энергией и ее дифференциациями (Агни у индусов, Огонь пространства в теософии, огонь Гераклита, энергия ци у китайцев, прана как жизненная энергия в йоге). Изначальная энергия является движущей силой и источником всех форм. Вселенская энергия сгущается и разряжается, усиливает и уменьшает свои вибрации, то порождает и разрушает формы, то переходит в чистую энергию. Активизация вселенской энергией потенциальных сил управляется законом поляризации — разделением сил и энергий на позитивные и негативные аспекты. В энергийной диалектике противоположности приобретают свойства энергий, такие как проницаемость, смешение и порождение новых качеств; смешение, но не слияние. Диалектически мыслили в древней Индии: «Во всяком рождении присутствует смерть, в здоровье — болезнь, в успехе — неуспех, в юности -старость». И в Древней Иудее: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл 1, 17-18). Единство противоположностей обеспечивает их переход друг в друга (принцип взаимоперехода) и взаимопревращения — холодное нагревается, а горячее остывает, жидкое-вода переходит в твердое-лед и газообразное-пар. «Путь вверх-вниз один и тот же», — утверждал Гераклит.

Принцип гармонии вводился как норма во взаимоотношениях начал. Обе энергии могут существовать, лишь взаимодействуя друг с другом и уравновешивая друг друга.

Грубые нарушения внутреннего и внешнего равновесия человеком ведут к болезням, в социальной жизни — к несправедливости и войнам, в экологическом аспекте — к природным катаклизмам, а в конечном счете и к гибели планеты. Равновесие не может быть чистым или абсолютно устойчивым, иначе не будет движения, для творчества необходимы как равновесие, так и неравновесие, но во всем должна быть мера. Об этом красноречиво пишет индийский мыслитель Вивекананда: «Истинного равенства никогда не было и никогда не будет на земле. Как можем мы здесь быть равными? Такое равенство подразумевает полную смерть. Что именно делает мир тем, что он есть? Утраченное равновесие. В первичном состоянии, именуемом хаосом, царит совершенное равновесие. Таким образом, создаются все творческие силы Вселенной -путем борьбы, соревнования, столкновения. Если бы все частицы материи оставались в равновесии, разве мог бы совершаться процесс творчества? … Неравенство лежит в основе творчества. Тем не менее силы, стремящиеся установить равенство, являются таким же необходимым фактором творчества, как и те, что нарушают его».

Если нарушена гармония и мера, то крайности сходятся, становятся одинаково отрицательными. Так, крайний оптимист, как правило, лишен интуитивного сочувствия и понимания насущных нужд людей, склонен к достижению целей без разбора средств, а крайний пессимист проявляет неподвижность и бездеятельность тогда, когда необходимо активное решение общественных проблем. И невежда, и мудрец глухи к земным радостям: «Чье сердце не трогают ни прекрасные изречения, ни пение, ни игры юных дев, тот либо аскет, либо скотина» — говорит древнеиндийская мудрость.

Совет избегать крайностей и идти путем ”золотой середины” проходит в большинстве духовных традиций. «Золотая середина» действительно оказывается золотой -она позволяет войти в соприкосновение с Вечностью. В китайской традиции мудрецу дается описательное имя — Владеющий своими чувствами. Считается, что эмоции имеют биполярную природу: проявляя, например, бурную радость, человек открывает врата для сокрушительного горя. Владеть своими чувствами означало достижение состояния бесстрастия или апатии, что следует отличать от внешней сдержанности как показателя воспитанности человека. Истинное бесстрастие или самообладание, говоря современным языком, означает полный внутренний покой чувств (да и потока беспорядочных, скачущих мыслей). Это состояние Вивекананда описывает так: «Тот человек идеален, который среди величайшей тишины и уединения находит самую напряженную деятельность и среди напряженной деятельности находит тишину и уединение пустыни. Он обрел тайну самообладания: он имеет власть над собой. Он идет по улицам большого города с его шумным движением, но ум его покоен, как будто он находится в пещере, куда ни один звук не долетает, и все время ум его напряженно работает».

Успокоение ума и чувств, гармонизация внутреннего состояния делает возможным объективацию мыслей и эмоций. Человек дает им оценку, тем самым может развить, усилить или прекратить их действие. С эмоциями можно работать как с материалом в творческих состояниях. Состояние самообладания не предполагает лишенности эмоций вообще, а скорее, их преображение как страстей, работу с ними на рефлексивном когнитивном уровне. Так, высокопрофессиональный актер изображает эстетически преображенные эмоции как негативные — страх, гнев, страдание, так и позитивные -радость, любовь, сострадание. В состоянии самообладания пробуждаются глубинные составляющие когнитивного опыта, человек начинает слышать голос интуиции, приобретает способность правильного, мгновенного распознавания. В когнитивном аспекте самообладание можно оценить как фокус, в котором возможен переход от целостного видения ситуации, мгновенно-интуитивного схватывания и озарения к ее локальному осознанию, преобразование глубинно-континуального в осознаваемодискретное («квантование смысла»). А для понимания методологии работы с двойственностью приходит понимание значения нулевой точки — отсутствие есть переход в иное, затухает внешняя активность, с тем чтобы внутренне-глубинные энергии проявили себя. Можно сформулировать еще один принцип, который напрашивается при осмыслении действия поляризации при системно-иерархическом представлении. Принцип трансформации уровней через нулевую точку: нулевая тонка или отсутствие активности на внешнем, поверхностном уровне, есть тонка связи с глубинным, причинным уровнем. Точка равновесия полярных сил, или нейтралитет, есть точка смыкания с высшими управляющими уровнями сущностного целого.

Считается, что, достигая равновесия, самообладания (апатии), мудрец (или достигший самореализации) говорит с Вечностью. И тогда вступает в свои права язык не-двойственности (Единого Первоисточника): через доброту человеческого поступка действует Вечная доброта, через человеческую любовь проявляется Вечная любовь и т.д. При достижении внутреннего самообладания скрытые сверхсознательные силы в человеке могут проецироваться на обычный ум и чувства. Человек приобретает качества мудреца, для которого различение добра и зла — дело мгновения Вечности, в себе все содержащей.

Во многих учениях подчеркивается, что достижение сверхсознательной чуткости возможно лишь при прохождении опыта различения двойственной природы мира. К духовному созерцанию не ведет равнодушие и бездеятельность. Комментируя недвойственную позицию Веданты, Вивекананда поясняет: «Эта вселенная всегда будет представлять собой сочетание добра и зла. Где есть добро, зло следует за ним; но позади и выше этого противоречащего самому себе явления Веданта видит единство обоих. «Откажись, — говорит она, — от зла, но откажись и от добра». Что же тогда останется? Добро и зло, — заявляет Веданта, — не все, что мы имеем. За обоими стоит нечто, именно вы сами, истинное вы, высшее всякого зла, но высшее также и всякого добра. Это то, что проявляет себя, как добро и зло. Узнайте это сначала, и тогда, но не раньше, вы можете быть оптимистом, так как тогда будете повелевать обоими. Управляйте сами этими проявлениями, и тогда впервые вы будете в состоянии обнаруживать свое истинное Я совершенно по своей воле».

Во временном аспекте энергийная диалектика сообразуется с законами циклов и ритмов. Благодаря циклическому закону идет круговое или спиральное движение всего сущего, в котором происходит чередование доминирования противоположных начал («отрицание отрицания» Гегеля) — война сменяется миром, подъем чередуется с упадком, напряжение требует после себя расслабления и т.д. Если закон циклов направляет деятельность целостной системы, то закон ритмов устанавливает соотношения и чередования сил внутри системы. Например, в музыке цикл устанавливает темп, а ритм ответствен за паузы между нотами.

Принцип иерархичности предполагает различение соподчиненных уровней Целого, разделение на высшие и низшие уровни, выделение ведущего и ведомого. В иерар-хичном системном целом по принципу полярности организуются его соподчиненные уровни, причем позитивный аспект качеств одного уровня на другом уровне может превратиться в негативный аспект и т.д. Приведем пример любопытной аргументации, выстроенной с учетом принципа иерархичной поляризации. Из рассказов о Мира Баи (1498-1546/47). Мира Баи — раджпурская принцесса, вдова махараджи Читтора. Из-за нежелания следовать социальным условностям, и в частности, совершить сати —самосожжение на погребальном костре мужа, она подвергалась преследованиям со стороны родственников мужа. Одна из легенд о ней повествует следующее: индуистский святой и аскет Саната Госвами (букв, «властитель коров») «отказался принять ее, ибо она была женщиной. Однако ее ответ поверг его к ее стопам в смирении. «Скажи учителю, — ответила она, — что я не знаю, есть ли во вселенной какой-либо иной мужчина, кроме Бога. Разве мы все — не женщины перед Ним?»». Индуистские писания рассматривают изначальную причину мира — Бога — как единственный Положительный Творческий Принцип. Творение в таком случае — негативно и есть то, что называют майей. Мысль Саната Госвами, скованная обычаями, не выходила за пределы майи (горизонтального видения).

Важно, что высшее в иерархической цепи является синонимом более высокого целого, включающего в себя низшее, отсюда понятно, почему высшее по праву управляет низшим, ведет его.

В порождении бесчисленного множества видов и сочетаний энергий организующую роль играет принцип фрактальности или самоподобия: часть в определенной степени воспроизводит свойства и структуру целого. Классическим примером энергийной диалектики может служит китайская модель инь и ян. Эти субстанции-энергии не только управляют развитием, но и структурируют все уровни мироздания. Каждое из противоположных начал несет в себе потенции другого: в инь содержится ян, а в ян содержится инь. Инь и ян образуют монаду — дао: «одна инь, один ян — это и есть дао» («Си цы чжуань», IV в. до н.э.). Во взаимопревращениях инь и ян на определенной фазе процесса достигается Великий предел — Тай цзи. Полярная дуализация, имея фрактальную природу, охватывает все уровни мироздания: любая сторона инь и любая сторона ян, в свою очередь, делятся на инь-ян и т.д. «Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине I тысячелетия до н.э. и впервые была систематически изложена в «Чжоу и», где инь-ян названы «двумя образцами» (лян м), рожденными «Великим пределом» (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (гуа) — прерванной и целой чертами соответственно».

Как видно из примеров, имеется множество моделей структурирования реальности по принципу двойственности, а также двойственности, переходящей в триадичность. Каждая традиция привносила своё особенное видение и понимание мира полярностей и противоположных начал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *