ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. Принцип двойственности в когнитивных практиках

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

И. А. ГЕРАСИМОВА

Известно, что уже мифологическое мышление структурировало внешний мир природы и внутренний мир человека через посредство бинарных оппозиций — день и ночь, солнце и луна, свет и тьма, ближе и дальше, друг и враг. В философии и по сей день противостояния начал (естественных, социальных или личностных), противоположность (противолежания) смыслов представляются парными категориями: материя и сознание, идеальное и материальное, личность и общество, внутреннее и внешнее, интуиция и разум. В математике и физике без парных категорий не обойтись: числа отрицательные и положительные, действительные и мнимые, действие и противодействие, притяжение и отталкивание.

Взаимодействие противоположных начал было названо диалектикой и в развитой теоретической форме изучалось Гегелем. По сравнению с терминологически отточенной диалектической логикой образцы размышлений древних выглядят как наивная диалектика. Предполагалось, что мыслители дотеоретического периода науки по наитию, в поэтическом вдохновении, полуосознанно выражали свою мысль диалектически. Мнение о дологичности мифологического мышления подкреплялось и работами французских структуралистов, которые сделали вывод о нечувствительности архаического мышления к противоречиям. Дело в том, что развитое логическое мышление разрывает оппозиции, внося определенность в рассуждения и запрет на противоречивость, но в эмоционально-образном мышлении противоречивые элементы вполне естественно уживаются друг с другом. Тезис о дологическом мышлении древних народов имеет многочисленных сторонников, однако появились и новые прочтения древней систематики благодаря переводам восточной литературы, культурологическим и междисциплинарным исследованиям. Вводится в обиход язык, отличный от понятий как диалектической, так и формальной логики. Если в диалектике речь шла о законе единства и борьбы противоположностей, в формальной логике о принципе противоречия, то в современной литературе обсуждают принцип двойственности, принцип не-двойственности, принцип дополнительности. В этой работе я попытаюсь обобщить древние и современные познавательные стратегии, систематизирующие представления по принципу двойственности, выявив некоторую общую методологию. Интересно, что именно методология, на мой взгляд, оказывала прямое влияние на аргументацию как в метафизических рационализациях, так и в повседневных ситуациях. Я прихожу к выводу, что мысль древних имела логическое оформление, но не в смысле последовательного рассуждения, а скорее, как структурная систематика.

При изучении когнитивных стилей в цивилизационный период жизни человечества бросается в глаза прямое или косвенное влияние нумерологии — священной науки о числах, на систематику мышления и конструктивность воображения. Нумерология или наука о священных числах почиталась в древних культурах многих народов («Изумрудная Скрижаль» египетского Гермеса, древнееврейская Каббала, пифагорейский тетрактис, китайская «Книга Перемен», системы Рун, Арканы ТАРО). Если в современном математическом мышлении число — это то, что используется для описания и изучения количественной меры вещей, то в сакральных учениях число понималось в его качественном аспекте как принцип гармоничного отношения между Богом, человеком и Вселенной. Можно предположить современную интерпретацию — качественная числовая организация мышления вела к структуризации внутренних представлений и определенному видению, прочтению событий внешнего мира. Согласно нумерологической традиции, число имеет три аспекта: божественный — проявления божественных сил, природный — уровни организации и аспекты природы, человеческий — символы глубинной структуры человека. Число в нумерологии это не только сущность, организующая мир и человека, но и то, что организует познание, творчество и действие. В последнем своем качестве — число как средство упорядочивания мышления и творческого процесса будет нас интересовать в первую очередь.

Дадим краткую характеристику двойке и близким к ней единице и тройке.

Единица или монада выступает символом целостности и единства. Согласно европейской традиции числового символизма, в своем божественном аспекте единица -символ активности, духовный принцип наличия воли к проявлению из непроявленного. В аспекте природном (космическом) единица — символ активности природы, а в аспекте человеческом единица выражает активную духовную волю. Число один эзотерические учения связывают с понятием «Центра мира», перводвигателем, неподвижной непроявленной точкой, обладающей творческой силой. Замечу, что это древнее понимание прямо перекликается с воззрениями современной космологии о возникновении Вселенной из ничего, из состояния сингулярности, перехода от потенциального бытия в бытие действительное в результате Большого взрыва.

Продолжим сакральную линию рассуждения, введя когнитивное измерение. В познавательном аспекте единица будет означать проявление желания-воли, постановку цели и движение к ней. Монада как целостность поддерживается такими когнитивными структурами, как целостный образ, дающий возможность схватывать ситуацию в целом, смысловой код — свернутое состояние информации, имеющее потенцию переходить в развертывающуюся внешнюю речь, интуиция (предпонимание, озарение) -довербальное схватывание смысла, глубинная настройка на решение проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *