А.И. СЕЛИВАНОВ
Метафизика при ее определенном понимании есть дискурсивный поиск неизменных оснований бытия мира и человека посредством выхода за пределы всякого сущего. Попытки трактовки метафизических сущностей на основе универсального подхода к пониманию природы человека и сверхсущих данностей имеют давнюю философскую традицию и доминируют во всей истории философии. Полагается, что в познании метафизических сущностей скрываются ответы на многие последние вопросы человека. Однако такому пониманию можно противопоставить антропологически-культурологический подход, в рамках которого, несмотря на кажущуюся утрату универсальности (которая не вполне правомерно соотносится с всеобщностью, понятой как самотождественная единственность), можно достаточно адекватно сформировать методологию и систему метафизики, способную претендовать на достаточный уровень всеобщности.
Современность бросает вызов традиции. Рассуждения на метафизические темы сегодня бывают далеки от абстрактных и становятся сугубо конкретными, практическими. Тенденции глобализации, казалось бы, безальтернативно создают новый тип человека, одним из качественных признаков которого должен стать деловой космополитизм и имманентный ему антитрадиционализм. Увлеченность, а порой подавленность этим феноменом объясняет то, что многие отечественные исследователи и большинство политиков согласились с этой, действительно становящейся все более мощной, тенденцией. Однако главный вызов нашей эпохи, нерв ее дискуссии — столкновение традиции и анти-традиции, человека культуры и человека-маргинала — отнюдь не разрешен окончательно. Дискуссия лишь разгорается, в том числе и в самой Европе (См. особенно: Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Д. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура. М., 2004 (пробританская интерпретация глобализма); Хардт М., Негри А. Империя. М., 2004 (антиглобалистское исследование представителей левого движения в Европе); а также: Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003.). И Россия должна искать свой ответ на вызовы эпохи, свои основания для продолжения «культурологической конкуренции» в новых условиях (Различные аспекты выхода России из проблемного поля современности обсуждаются во многих работах, на различных научных конференциях. Приведем лишь некоторые: Организационно-управленческие системы информационного общества: теоретические и методологические проблемы: Сборник обзоров и рефератов / РАН ИНИОН. М., 2003; Промышленное развитие России: ключевые проблемы и решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004; Материалы Всероссийской научно-практической конференции аналитических работников «Информационно-аналитическая деятельность в России: состояние и перспективы» в журнале «Власть» (М., 2004. № 8-12).). Такого рода конкуренция идей необходима для их развития, в том числе и в рамках глобалистской модели. В качестве потенциально конкурентоспособного может выступать тот культурологический типаж, который реализуется посредством множества разработанных в России, но универсально значимых систем воспитания и подготовки человека — в науке, технике, космосе, спорте, искусстве и других профессиональных сферах. Поскольку этот подход затрагивает сферу смысла жизни, он с необходимостью приобретает метафизический характер.