Бытие людей есть реальный процесс их жизни. На каком основании он возможен? Только на том, что люди, разделяя между собой общее дело производства средств к жизни, вынуждены производить их и как средства обращений друг к другу, восстанавливая, поддерживая и совершенствуя тем самым органически необходимую им связь друг с другом, свою общность. Выходит, люди обладают бытием постольку, поскольку производят свою общность, непосредственно опредмеченную в общем для всех значении средств их общения, языка в частности. Следовательно, быть человеком — это значит относиться к другим, к миру и к себе как к самостоятельно существующей реальности. Это отношение мы и называем сознанием.
Сознание как отношение людей друг к другу оборачивается отношением каждого к самому себе. И это «замыкание на себя» всего напряженнейшего поля общественных отношений есть существеннейшая сторона постоянного воспроизводства общественного бытия. Оно, это «замыкание на себя», имманентно самой природе и сути человеческого типа жизни. И в то же время нечто действительно витальное, субъективно переживаемое, форма самосознания индивидов. Безусловно, бытие определяет сознание. Но даже воспроизвести свои общности, укрепить их место и роль в системе общественного производства жизни люди могут, лишь развивая и совершенствуя свое отношение к миру и к себе, свое сознание. И именно активная роль сознания, или чувственно-смыслового плана бытия, может и должна быть оценена в качестве самостоятельной части общей работы перестройки. И главным критерием состоявшегося (или несостоявшегося) изменения сознания будут не столько уже осуществившиеся перемены в способах жизни, сколько массовое неприятие старого, доперестроечного бытия. Важно увидеть в процессе массовизации идей перестройки слом устаревшей, укорененной в самом бытии машины производства сознания, производства идей. Точно так же важно увидеть в этом процессе и разрушение бытийного механизма упрочения тех или иных «идей». Но об этом надо сказать подробнее.