Концепция информационного общества предлагает новый социально-философский взгляд на развитие общественного бытия. Он отражает определенную историческую стадию (этап) в экономическом, политическом, культурно-эстетическом и морально-этическом развитии человечества. И хотя любое разделение истории на стадии, этапы, периоды, эпохи весьма условно, в таком подходе есть определенный смысл, отражающий происходящие изменения в общественных отношениях и связях, в способе и образе мышления людей, а также в их поведении.
В данном случае речь идет о наполнении общественного сознания новыми общечеловеческими ценностями — такими, как социальная справедливость, свобода личности, политический плюрализм и мировоззренческая толерантность. Это новое явление отражает объективную тенденцию в эволюционном развитии человечества, связанную с формированием новых потребностей, иного образа жизни людей. Информатизация общества направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, общественных организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Рассматривая философскую концепцию информационного общества как отражение в общественном сознании сложного, противоречивого сосуществования конкретного человека с государственными структурами, ученые и философы осмысливают роль и значение общих информационных потоков, в которые включается человек как часть природы и как важнейший элемент универсума (Космоса). Только в информационном обществе определяющим фактором успешного саморазвития становятся получение и компетентное использование всех форм и видов информации. В этом плане совершенно справедлив вывод о том, что «культура и образование, туризм и здравоохранение, транспорт и торговля — все инфраструктурные отрасли будут в своем развитии опираться на достижения информационной революции и использовать инфокоммуникационные средства и услуги в сферах своей деятельности» [17].
Понятие «информационное общество» было предложено в начале 70-х годов прошлого столетия Ю. Хаяши, профессором Токийского технологического университета [18]. Ученый имел в виду такое общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, в частности высшей ее формы — знаний. Философски оценивая информационную концепцию современного общественного развития, ее многочисленные сторонники, такие, как 3. Бжезинский, А. Турен,
О. Тоффлер и другие, связывают качественные социально-духовные изменения с возникновением нового (информационного) сектора в экономике, науке, культуре, медицине, политике. «В наступающем столетии, — утверждает известный западный социолог и философ Д. Белл, — решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера самой трудовой деятельности человека приобретает становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях» [19]. А другой западный мыслитель Т. Стоуньер считает, что «в постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы суть его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства» [20].
При этом все ученые уверены, что в новом обществе на смену труду и капиталу, столь типичным для общества традиционного, придут информационные технологии и фундаментальные знания. Последнее обстоятельство (по мнению авторов информационной концепции общественного развития) рано или поздно приведет к «растворению классов» и зарождению социально не дифференцированных общественных групп, или «информационных сообществ» (Е. Масуда). Это произойдет, когда информационная сфера станет сферой массового потребления со всеми присущими ей законами становления и развития спроса на принципиально новый товар — информационный. Основой рассматриваемых процессов является изобретение микропроцессорной технологии и массовое использование в науке и в быту персональных компьютеров, компьютерных сетей, а также программно-управляемых устройств. Именно они сделали возможной информационную революцию в современном обществе, которая, в свою очередь, внесла и продолжает вносить огромный вклад в развитие цивилизации.
Организация производственной системы ныне основывается на принципах максимализации интеллектуальной и информационной активности через развитие и распространение информационных и научных технологий. По мнению авторитетного экономиста и социолога А. Турена, наиболее важными компонентами формирующегося информационного общества становятся качественно иные научные и производственные связи и отношения. При этом все элементы экономической системы самым естественным образом затрагиваются действиями общества. «Эти действия не всегда принимают форму сознательной воли, воплощенной в личности или даже группе людей. Вот почему, — убеждает ученый, — такое общество должно называться программируемым обществом, обозначение которого ясно указывает на его способность создавать модели управления производством, организацией, распределением и потреблением; поэтому такого рода общество появляется на операциональном уровне не в результате естественных законов или специфических культурных характеристик, а скорее как результат производства, благодаря действию общества само на себя, его собственным системам социального действия» [21].
Эта сторона вопроса связана со способами производства и темпами распространения информации.
Генезис информационного общества объективно обусловлен глобальными причинами научно-технического и научно-технологического свойства, а отсюда — и возникшим в результате глубоких изменений в созидательной деятельности людей функциональным кризисом в эволюции человечества. Переход к информационному обществу фундаментальных и прикладных знаний предполагает иной принцип в развитии наук, создание новой системы образования и воспитания. В этой связи стоит отметить, что некоторые современные науки, а также образовательные программы и воспитательные системы усугубляют общественный кризис, ибо они подменяют высокие идеалы человеческой жизнедеятельности идеями извлечения наибольшей пользы. Академик РАН B.C. Степин, говоря о необходимости выработки новых научных стратегий в развитии общества, замечает, что современная техногенная цивилизация приносит по сути амбивалентные результаты — комфорт, развитие техники, увеличение длительности жизни, но в то же время и новые негативные феномены — глобальный кризис, экологический кризис, ядерное вооружение, терроризм и т.д. [22]. Данное противоречие составляет ту проблемную область в философии, которая является основой спора между оптимистами и пессимистами.
Расширение и углубление информационно-коммуникативных технологий радикально меняет структуру общества. Но дело не столько в самих изменениях, сколько в том, что образование новых общественных структур может иметь различные по социальному значению последствия. Это либо освобождение миллионов людей от тяжелого, изнурительного труда и возникающая возможность продуктивно использовать свободное время, либо глобальные экономические кризисы, увеличивающаяся безработица и мощные социальные потрясения. Ученые, специалисты по информации превращаются ныне в главных идеологов политических и экономических технологий в обществе и становятся фактическими гегемонами власти. Они уже создали особую виртуальную реальность, которая указывает на новое социально-культурное состояние общества. В наше время его информационная база разрослась до такой степени, что сам доступ к информации и ее переработка становятся проблематичными, ибо они совершенно не похожи на привычный процесс приобретения знаний. Человек в принципе не может в полном объеме обрабатывать такой огромный информационный массив. К тому же и методы информирования становятся диктаторскими. Они насильственно помещают индивида в некий запрограммированный порядок, понуждающий мыслить автоматически. В связи с этим человек начинает чувствовать себя жертвой глобальной информации, огромный, а порой и бессистемный поток которой нередко повергает его в ужас.
Таким образом, внутренний (духовный и интеллектуальный) мир человека в информационном обществе серьезно деформируется. Под прессингом информации индивид постепенно теряет способность к углубленному критическому суждению и тем более к возражению. А это в конечном итоге ведет к кризису культуры, который усугубляется социально-экономическим хаосом современной жизни. Если в западном обществе, особенно в элитных его кругах, выработался механизм защитной реакции на бомбардировку сознания «информационными частицами», то у российских граждан еще нет иммунитета против тотальной информационной атаки. Следствием же является, образно выражаясь, замораживание мыслительных и чувственных способностей человека. Такое состояние социальный психолог В. Франкл назвал «экзистенциальным вакуумом», связанным с «глубинным чувством утраты смысла» [23]. В этой непростой ситуации человек объективно вынужден искать новые формы самовыражения и иные способы достижения личной свободы. Стремление современной личности к адекватному восприятию информации и выбор социально значимого стиля мышления и поведения определяются различными элементами новой духовной культуры, включающей в себя компьютерную грамотность, информационную осведомленность, гуманитарную рациональность.
Глобальная информатизация общества создает качественно новую специфическую оболочку мыслительной активности индивида. Но, к сожалению, большой объем поступающей информации делает мышление человека неким послушным орудием, ибо информационные технологии заранее задают программу выражения мысли, запоминания тех или иных данных, то есть программу получения знания. Культура мышления современного человека в немалой степени зависит от степени и качества информированности личности. При высоком уровне последней стиль и характер мышления индивида не будут связаны «компьютерной логикой».
Ценностный аспект информационного восприятия проявляется в оценке:
- а) источника информации;
- б) содержания информаци;
- в) способа подачи информации.
Так, персональный компьютер не только сохраняет стиль социального мышления человека, особенности сознательной коммуникации, но и помогает их актуализировать. Кроме того, логика, являясь стандартом в новой информационной культуре, вырабатывает ценностный аспект мышления. Несмотря на то, что мир непосредственного межличностного общения и мир общения виртуального все больше совпадают, стиль мышления не теряет своего значения. Чем больше расширяется информационное поле, тем значительнее актуализируется мысль.
Философская интерпретация развития информационного общества как своеобразной формы общественного движения, выражающего объективные потребности людей, органично связана с осмыслением становления ее информационно-коммуникационной фазы. Это прежде всего проявляется в новейших теоретических концепциях информационного общества. Авторы этих концепций видят главное противоречие современного общества не в противостоянии между капиталом, трудом и демократией, а в противоборстве разнообразных информационных форм управления обществом с традиционной государственной бюрократией. Специфика современного информационного общества состоит в том, что оно наиболее полно отражает и емко выражает всю наличную совокупность духовно-интеллектуальных потенций, прежде всего в таких сферах, как философия, социально-экономические устои, морально-политические, религиозно-нравственные, интернациональные воззрения, предполагающие гуманистическую направленность во всех формах и структурах общественной жизни. Однако перспективы развития общества, возникающие благодаря новым информационно-коммуникативным технологиям и связанные с повышением творческой насыщенности трудовой сферы, гуманизацией всей системы общественных отношений и превращением сферы личного бытия человека в главный регулятор общественного развития, не могут реализоваться автоматически.