ОТ АВТОРА
Случай этот смешной. Но так тесно он связан с нашей темой, что рискну в самом начале книги о нем рассказать.
В «Солнечном», совхозе степного Крыма, создан был музей самодеятельного искусства. Вышивки, резьба по дереву, затейливые, тонкой работы поделки, живописные полотна обратили на себя внимание печати. О—музее писали, по областному телевидению его показывали.
На этой волне прибыл в совхоз на работу некий электрик, молодой специалист двадцати четырех лет. Встречен был хорошо, работники нужны. Оформление же он несколько затянул. Деятельность начал с вопросов творческих: до представления трудовой книжки принес свои акварели. Неплохие акварели — после обычного в . совхозе обсуждения на совете музея — были повешены в одном из залов. Да только через неделю исчезли они вместе с их создателем. Забрался электрик ночью в музей, снял свои работы и был таков. А случилось это после того, как живописец-электрик обнаружил, что за «творческий коэффициент» поблажек и льгот не полагается. («А как же спортсмены — они имеют льготы», — гневался он в кабинете директора.) И еще не подошло ему то, что не будет он в коллективе на виду больше, чем другие. Потому что все в этом коллективе особенные. И шофер, что учится в институте культуры, и водитель комбайна, что возглавляет общесовхозный праздник (импровизируя по ходу дела), и каждый из участников хора, прославившегося на всю область. Расчет был — пустить в оборот свои способности. Оказалось, живут люди, развивают свои способности и таланты без всякого расчета. «А ради чего?» — требовал ответа у директора электрик.
«Ради удовольствия, — улыбался директор. И, видя, что не понимает его человек, пояснил: — Другие силы движут человеком. Порядком выше. Может, и страдает он сильнее, мучается, может, от своего или общего несовершенства. Но и радуется глубже, душу взращивает. Притом на самой что ни на есть степной земле».
Электрик же имеет четкую программу достижений. Автомобиль на первом месте, а дальше — известный набор показателей достатка и престижа. Его принято именовать мещанским. Но набор этот, включая автомобиль, представлен в семейных планах многих рабочих и специалистов совхоза. Однако… «другие силы движут». Соотношение сил другое.
В том и вопрос: как движут человеком силы духовные, духовные начала? Ведь не автоматическое это движение, не равномерно-прямолинейное. Горький в строках письма в 1926 году (вынесенных на первую страницу книги) писал о том, как нелегок, порой мучителен путь духовных, нравственных исканий.
К размышлениям о пути разрешения противоречий бытия, о путях выбора в себе самом добра, а не злого и темного, о преодолении соблазнов, приглашает эта книга. То есть о -пути побед. Но и поражений. Иной раз не только юноше, но и совсем маленькому человеку, ребенку достается проявить чувство справедливости, побороть себя в чем-то. На вопрос: «Что было самым трудным для тебя в этом году?» мальчишка-пятиклассник ответил: «Другу сказать, что он не прав, что не согласен я с ним. Боязно было, что дружить со мной бросит». — «А что самое радостное?» — «То, что я это сумел», — сказал мальчик, вздохнув. «И еще…» Дальше шло перечисление уже менее важного. Просто? Но^мы видим, в какой точке духовно растет человек. И видим радость.
Радость — вот что в итоге нравственной работы.
Зачастую мы обращаемся к одной только стороне — трудностям, к тяготам, к мукам духовных, нравственных исканий. Не потому ли, что одними лишь мерками домашнего обихода и привычного ходячего здравого смысла мерим то, что, вовсе не отрицая здравого смысла, дает новые лады гармонии человека и мира, личности и .общества. Высокие радости порождает каждый шаг преодоления, прекрасное чувство победы и правоты.
Более восьмидесяти лет назад В. И. Ленин открыл закон возвышения потребностей. Конечно, приобретение новых, духовных уровней- — не простой, не автоматический подъем «на лифте». Мы боремся с негативными явлениями, и они оказываются в большой мере в центре нашего внимания. Тенденции же позитивные требуют внимания не меньшего. И поддержки. И слов: высоких.
Поступая в соответствии с высшими велениями своей души, осваивая духовные, нравственные ценности в поступках, мы в каждодневности вовсе не обязательно прибегаем к высоким словам. Не очень привыкли к понятиям — духовность, душа, высшие ценности, святое, священное. Суть, может быть, освоена, а название — не вполне. Но правильные слова в соответствии со смыслом, если не зря произносятся (вслух или мысленно), — помогают становлению самих духовных ценностей.
Каждый из нас из своего опыта знает: люди, живущие рядом с нами, пример их жизни — вот что вернее всего учит постигать высокие нравственные цели, обретать новые источники роста.
…С характерами и судьбами людей трудолюбивой души, а также с их антиподами и противниками встретится читатель в этой: книге.