Бытие человека в философии предстает как существование трех сфер реальности: объективно-материальной (или материосферы), живого вещества (или биосферы) и субъективной духовности (или духосферы). Они проявляются в двух ипостасях: как предпосылка и как результат. Родившись, человек (как организм) должен «суметь вписаться» в духовное движение, чтобы стать собственно человеком. Если духовная среда благоприятна, а индивид правильно определил цель своей жизни, он достигает конечного результата — становится личностью. Материальное и духовное бытие последней представляет собой диалектический процесс единой общественно-материальной истории человечества.
Философские споры о природе человека и его бытии имеют многовековую историю. Нередко природу человека называли бинарной, то есть двойственной. Это, с одной стороны, самая высокая ступень саморазвития живой природы. С другой стороны, как утверждает К. Маркс, «сущность человека не есть абстракт, присущий одному человеку. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [21]. Таким образом, производственная и духовная сферы играют ключевую роль в становлении человеческого бытия.
Бытие человека — это его биологическая, социальная и духовная жизнь (специфические формы движения материи). Каждый человек — личность, которая формируется только в сфере конкретных общественных связей и отношений, в которой человеческий индивид вступает в общение с себе подобными. Он перенимает у других людей их жизненный опыт, накопленные за все предшествующие эпохи исторического развития человечества знания. Он присваивает выработанные до него духовные ценности, а также практические правила и устои, моральные нормы жизнедеятельности. Все это и характеризует различные социальные состояния и духовные процессы в бытии личности. Осмыслив свое место и роль в общественном бытии, человек становится самобытной личностью, уникальной индивидуальностью.
В процессе исторического саморазвития человек приобрел метабиологические (сверхбиологические) качества, породившие принципиально новые функции его жизнедеятельности: социально-культурную, духовную, творческо-созидательную. Кроме того, произошло «окультуривание» многих естественных (биологических по своей природе) проявлений. Так, к примеру, питание, межполовые отношения предполагают биологические (инстинктивные) потребности человека, но осуществляются они им сегодня в цивилизационной форме. Известные пять органов чувств радикально преобразовались: человек в определенном смысле видит, вдыхает и слышит иначе. Он наслаждается красотой природы, произведениям искусства, радуется всему, что способен уловить его «художественно развитый» глаз, «музыкальное» ухо, короче — всему тому, что не дано воспринимать животным. Жизненный путь личности, ее судьба во многом характеризуются внешними условиями (обстоятельствами), но в еще большей степени — внутренним стремлением к истинно человеческому бытию.
Говоря о бытии человека, нельзя не заметить тот факт, что оно не только является функциональным, как и у всех живых существ, но и проходит определенные стадии становления, когда наряду с развитием тела совершенствуется и крепнет человеческий дух. И хотя оба эти процесса диалектично взаимосвязаны, развитие каждого из них идет своим путем и подчиняется своим законам. Отсюда бесконечное многообразие и непохожесть друг на друга отдельных людей, которые по-разному проходят фактически одни и те же этапы в своем саморазвитии: индивид, личность, индивидуальность. Бытие каждого человека «созидается» порывом индивидуального духа и волевым усилием личности. В познании и созидании истинно человеческого бытия каждому необходимо найти свою духовную вершину и с этой высоты «творить» собственную судьбу.
Философия, будучи системой гуманных идеалов, способствующих формированию духовного облика человека, и сегодня дает ответы на сложные, определяющие смысл жизни вопросы. «Философия не есть наука, — убеждал Н.А. Бердяев, — не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования» [22]. Правда, индивидуальное бытие человека весьма противоречиво. Личность может смотреть на мир только сквозь призму своей собственной жизни, своего мировоззрения, своих интересов и т.д. Но в то же время ей свойственно интересоваться бытием как таковым. Н.А. Бердяев и другие философы современности не без основания усмотрели в таком противоречии источник драматизма, а порой и трагизма человеческой жизни.
Отдельные индивиды, не говоря уже об общественных группах, слоях или о человечестве в целом, исходят из своего территориального и временного положения, когда адаптируются к изменениям в этом мире. Но они не сделали бы ни одного верного шага, если бы повседневно, ежечасно не выясняли, каковы объективные свойства самого мира, его вещей, предметов и явлений. Каждая человеческая личность, смотря на мир, видит его по-своему. Она судит о нем в зависимости от уровня своего сознания. Чем он выше, тем легче не только выживать в этом мире, но и изменять его к лучшему. В философской и медицинской среде хорошо известно имя теоретика современной психологии личности Виктора Франкла, основоположника логотерапии. Смысл своего учения он выносил в фашистских лагерях смерти, сумев сохранить себя как личность, умело управляя жизненной ситуацией, не сломившись под ударами судьбы, сурово испытывавшей его тело и душу.
Вспомним еще о двух примерах реализации потенциальных духовных возможностей. В результате полученной еще в детстве травмы Валентин Дикуль признавался врачами неизлечимым, обреченным на пожизненную инвалидность. Однако сила духа молодого Дикуля не могла смириться с подобной ситуацией. И он вступил в борьбу за полнокровную физическую, психическую и интеллектуальную жизнь. К счастью, победил человеческий дух. Сегодня В. Дикуль — широко известный во всем мире врач-новатор (доктор наук), выдающийся спортсмен. В свои 63 года он поднимает штангу в 450 кг.
Юрий Власов, многократный чемпион мира по тяжелой атлетике, из-за тяжелой травмы также был прикован к постели, но совершил личный духовный подвиг, а именно сложным и трудоемким комплексом физических и психических упражнений вернул себя к нормальной социально-трудовой и творческой жизнедеятельности. Сегодня он известный писатель, активный общественный и политический деятель.
О великом значении силы человеческого духа свидетельствуют судьбы Н. Островского, А. Маресьева, А. Леонова и многих других «героев нашего времени». Только она раскрепощает все потенциальные возможности индивида, позволяет положительно воздействовать на свою судьбу и судьбы других. Философско-нравственное ориентирование человека предполагает глубокое интеллектуальное и общеобразовательное, общекультурное саморазвитие личности и искреннее ее стремление к осмысленной жизни и нравственно-этической общественной деятельности.