Особенность бытия живой материи состоит в том, что она растет, воспроизводится, реагирует на свет, тепло и т.д., имея при этом жестко ограниченный жизненный цикл. Все виды живой материи объективно смертны. Смерть организма мыслится в философии как разрушение данного вида живой материи и превращение его в иную форму бытия — неживую. В этом процессе русский мыслитель А.И. Герцен увидел диалектику всеобщего движения. «Жизнь камня, — писал он, — постоянный обморок; она там свободнее, где ближе к небытию; она слаба в высших проявлениях, она тратит, так сказать, вещественность на достижение той высоты, на которой бытие и небытие примиряются, подчиняются высшему единству» [17].
Вопрос о бытии живой материи, о ее возникновении на Земле принадлежит к числу величайших проблем естествознания и, конечно, философии. Полагают, что жизнь появилась на нашей планете примерно 4 миллиарда лет назад. Однако пришла ли она откуда-либо из Космоса или зародилась на самой Земле? Без разрешения этого вопроса в принципе невозможно построить научно обоснованное мировоззрение и правильно подойти к пониманию самой сущности бытия живой материи. Он содержит в себе и великую тайну, и одновременно очевидное и непреодолимое очарование для всего мыслящего человечества. Научные исследования, проведенные в последние годы философами и учеными, показывают, что эта проблема созрела для того, чтобы начать ее комплексное рассмотрение силами геологов, биологов, медиков и т.д.
Постижение сущности живого бытия, осуществлявшееся мыслителями в разные времена с различных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от философского познания бытия целостного. Еще в древности обратили внимание на два обстоятельства: мир неживых вещей и явлений отличается непогрешимым постоянством, размеренностью движения, что сближает его с Космосом — высшим порядком. А всем жизненным процессам присуща бесконечная изменчивость, а значит, непредсказуемость, что, безусловно, затрудняет их постижение. Парадигмой (образцом) для познания первого (неживого) мира стала математика, так как именно она позволяла выстраивать строгие физико-математические конструкции, способные разрешать многие эмпирические несоответствия, выявляя тем самым повторяемость в движении неживой материи. А посему ее познание стало уделом точных наук. Но с «рождением» квантовой механики, релятивистской физики, космогонии и т.д. осмысление мега-, макро-, и микроскопических форм существования материи стало выходить за пределы физико-математических методов. Это обстоятельство некоторым образом сблизило методы научного познания физического и биологического миров.
Ученые так называемых точных наук стали проявлять неподдельный интерес к феномену живой материи как релятивистской форме движения материи вообще. Так, к примеру, в первой половине XX века один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Эрвин Шредингер (1887-1961) несколько неожиданно для ученых-естественников в названии одного из своих трудов поставил старый остро философский вопрос: «Что такое жизнь?». Неожиданным он был уже хотя бы потому, что его задал ученый, весьма далекий от исследования проблем жизни, а именно физик-теоретик. Правда, к заглавию своей во многом философской работы он осторожно приписал: «…с точки зрения физики». Это необычное в естественной науке обстоятельство стало знаковым: проблема живой материи динамично сдвинулась с традиционной сферы познания — биологии и медицины — в генетику, а затем в биомедицину. Когда естествознание оказалось бессильным дать точные или хотя бы достаточно убедительные ответы на вопросы, откуда взялось живое вещество, есть ли еще какое-либо подобие живой материи где-то во Вселенной, ученые вновь обратились к точным наукам и, конечно, к философии.
Рассмотрение бытия живой материи под философским углом зрения представляет собой критическое осмысление одной из форм ее самодвижения. В данном случае комплексно осмысливаются в основном три разных вида бытия человека: его биологическая, социальная и духовная жизнь. Все они обладают своим особым статусом. Это принципиально разные уровни самодвижения материи. Чтобы понять и объективно оценить философский статус биофизиологических, психических, духовных и социальных сведений и умозаключений о бытии человека, его жизнедеятельности, надо более отчетливо представить специфику чисто научного познания всего живого. Данные аспекты давно уже относятся к сфере онтологии жизни вообще, причем к той ее специфической области, которая занимается исследованием и философским осмыслением биологического движения материи. Эта дисциплина ныне получила название «биофилософия» [18]. К настоящему времени накоплен немалый арсенал знаний по философии биологии. Большое внимание ученые и, конечно, философы уделяли разработке онтологических проблем феномена жизни вообще и человеческой в частности. Жизнь человека рассматривается как биологическое, психическое, социальное с> ществование в мире природных вещей и явлений. «Являясь по природе своей существом, стремящимся к свободной жизнедеятельности, человек не терпит бессмысленного и бесценного существования, — справедливо заметил доктор философских наук Г.А. Зюганов. — Именно неутолимая жажда совершенствования и переустройства собственного бытия и практического освоения всего грандиозного мироздания лежит в основе того факта, что жизненная сила, бурлящая в человечестве, издревле облекалась в различные религиозные и идеологические формы» [19].
Жизнь человека принципиально отличается от жизни растений, животных — не только тем, что человек имеет особое органическое строение (оригинальную анатомию, совершенно другую биологию и качественно иную физиологию). Главным отличием является социально-культурная эволюция людей. Жизнь человеческая исторически одухотворена, а деятельность
— целенаправленно сориентирована. Именно стремление к осмысленной жизни является поведенческим мотивом в бытии человека, который не сводится к чисто природным (естественным) потребностям. Жизнь человека — не результат побуждений и инстинктов (3. Фрейд), она предполагает свободу в выборе социального характера, содержательной направленности его деятельности. Это, по сути, и означает сознательное определение человеком социальных рамок своего творческого участия в преобразовательной деятельности и сугубо личной ответственности перед всем обществом и своей собственной совестью. Прав был выдающийся педагог К.Д. Ушинский (1824-1871), когда утверждал: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».
В известном смысле философия, как правило, оценочно, а естественная наука, особенно медицина, — описательно исследовали и осмысливали бытие жизни на Земле. Антропоцентрически осознавая «логику» ее саморазвития и на этой основе оценивая ее как вид особого материального движения, ученые и философы стремились представить космическое предопределение жизни вообще и человеческой жизни в частности. Уже сам факт целенаправленной работы человека в ближнем Космосе и появления идей о возможной экспансии в бескрайнее пространство Вселенной придал особую философскую актуальность именно такому аспекту вышеназванной проблемы, поскольку она позволяет трактовать бытие живой материи как некое коэволюционное взаимоотношение человека и Космоса.
Земную живую материю и человеческую жизнь отличают не только разные качественные уровни развития, но и иные типы бытия, причем последнее является главным. Несомненным достижением ученых-естественников в философском осмыслении бытия живой материи стало придание ей общезначимых для человека ценностей. На протяжении всей истории развития цивилизованного общества к ним относились общие гуманистические идеалы, экологические ценности, а также нравственно-этические принципы организации жизнедеятельности. Через призму данных проблем ученые-философы рассматривают то естественное отношение людей к жизни, которое одновременно осознанно и объективно формируется только в обществе. Речь идет о том, что пребывание в согласии с самим собой, в гармонии с обществом и окружающей средой для многих становится жизненным ориентиром и моральным принципом.
Философия онтологически ориентирует всех ученых на научное постижение феномена человека, но прежде всего — на создание самодостаточного образа его естественного и общественного бытия. Она актуализирует осмысление учеными-меди-ками судьбы современного человека, проблем его физического, психического и ментального здоровья. Сегодня необходимо говорить о философском познании образа жизни людей, стиля жизнедеятельности в различных сферах — телесной (физической), душевной (психической), духовной (ментальной), а также всесторонне рассматривать различные области их материального и идеального жизнеобеспечения. Это и есть рационально-нравственное (философское) постижение внутреннего и внешнего источников возникновения и саморазвития бытия человека.
Процесс познания бытия живой материи представляет собой довольно трудную творческую работу философской мысли ученых — конструктивную, созидательную, позволяющую правильно оценивать все наличные сведения о феномене живой материи во Вселенной, жизнедеятельности людей, предлагать то или иное видение (понимание) их феноменальной целостности (единства), объяснять причины и условия ее объективного бытийного существования.
Задача естествознания, в частности биологической и медицинской наук, в истории естественнонаучного познания истоков и параметров жизни в XVIII веке состояла в том, чтобы преодолеть противостояние модных тогда учений механицизма и витализма. Суть прежних виталистических воззрений состояла в указании на наличие во всех организмах какой-то особой врожденной внутренней энергии, названной «жизненной силой», а если следовать терминологии Аристотеля, — энтелехией.
Одним из ведущих авторов витализма считался Т. Борде (1722-1776), который обосновывал концепцию, рассматривающую жизнь как результат «согласованной» деятельности всех частей и элементов тела. Каждому органу он приписывал свойственную только ему одному особую «жизненную силу», в которой выражается некая целостная бытийность всех его частей и элементов. «Согласованная деятельность» последних обусловливается наличием в здоровом организме специальных побудительных центров, причем, по Борде, главную роль в них играют нервные центры как некая управленческая система. Наряду с понятием «жизненная энергия» в витализме употреблялось и такое понятие, как «жизненная субстанция». Представители этого учения считали, что, однажды возникнув, каждый вид живого вещества становится потенциальной геологической силой, оказывающей преобразующее воздействие на атмосферу, гидросферу, а затем и на Космос.
После эпохи господства философии витализма, неприятия метафизики жизни у ученых-биологов и у некоторых представителей медицинской интеллигенции вновь пробудился интерес к онтологии. Принципиально новые перспективы открыл в естественнонаучном объяснении бытия живой материи А.Л. Лавуазье (1743-1794). Он был первым ярким представителем «мыслящего естествознания», нанесшего сокрушительный удар по философии витализма. Его работы позволили диалектично подойти к осмыслению элементарного состава живых веществ как растительного, так и животного происхождения. Будучи химиком, Лавуазье тщательно исследовал биологические процессы, работая на границе традиционной химии и биологии. К примеру, изучая дыхание, ученый сделал значительный прорыв в будущую биологическую химию. А измеряя «животную теплоту», он разработал физические методы исследования биологических процессов. Экспериментальная наука, созданная А.Л. Лавуазье, получила истинное признание и широкое распространение. Его работы заслужили высокую оценку философов и ученых, работающих в различных областях медицины.
Революцию во взглядах естествоиспытателей и философов на бытие живой материи, ее истоки произвели блестящие исследования Луи Пастера (1822-1895) — философствующего ученого, опровергнувшего идею самозарождения живой материи. «Величайший из охотников за микробами» (так его называли коллеги) поставил вопрос ребром: берет ли биологическая жизнь свое начало от живого или же она возникает из соответствующего абиогенного материального предшественника или предшественников? Научные экспериментальные исследования Пастера показали, что живое вещество — это не что иное, как постепенная «самосборка» веществ, или, говоря иначе, «само-собирание» организма путем биосинтеза. Значение пастеровской идеи «самосборки» было исключительно велико — как для осмысления онтологии живой материи вообще, так и для развития мировоззренческих представлений о структурных элементах бытия живых систем.
Естественный процесс «самосборки» организма стал служить основой объяснения сущности жизни для последующих теорий. Представление о предрасположенности всех живых систем к «самосборке» сыграло важную роль в философском осознании последовательности процессов, приведших к возникновению клеточного уровня организации в природе и возможного воспроизведения их в лабораторных условиях. Пастеровские исследования навели ученых на мысль, что все превращения микромолекул в макромолекулы и даже в более сложные организованные системы осуществлялись в результате простых, но очень быстрых процессов, которые происходили на ранних этапах существования Земли. Это позволило философски пересмотреть онтологическую теорию эволюции живой материи. Диалектико-материалистический смысл нового мировоззрения связывается теперь с революционным открытием в научной биологии, с формированием принципиально нового взгляда на сущность органической жизни.
Специфика философских и научных представлений о сущности живой материи в XIX веке состояла в том, что все они были охвачены эволюционными идеями. Философски они рассматривались в естественнонаучных и метафизических исследованиях биологов: первоначально в работах Ламарка (1744-1829), в частности в его «Философии зоологии», а затем в учении Ч. Дарвина (1809-1882) об эволюции растений и животных. Было даже предпринято философское обоснование жизни, но, к сожалению, не научное. По-прежнему идея эволюции оставалась лишь гипотезой. Но фактически было признано, что бытие живого вещества представляет великое многообразие его видов. Ч. Дарвин вскрыл естественные силы, лежащие в основе этого многообразия: изменчивость, наследственность и отбор. Революционность дарвиновской мысли состояла в следующем. Ученый был убежден, что земные флора и фауна представлены формами, которые дошли до нас как остаточные, а не в силу ка-кого-либо процесса, направленного к совершенству (Аристотель). Великолепие и разумность сложного царства живой природы представляют, согласно взглядам дарвинистов, лишь то, что осталось после случайного процесса изменений в материи, когда менее прочные ее проявления разрушились под воздействием «песка времени» и под бременем собственной слабости, после чего возникли новые формы, гораздо более совершенные и приспособленные к окружающей среде. Что же касается самого Ч. Дарвина, то он не торопился делать философские выводы подобного рода. Его ученики считали, что Дарвин даже не пытался объяснять возникновение жизни на Земле. Его интересовало, каким образом из существующих видов жизни возникают новые.
Появление эволюционного учения Дарвина (1859) и практически одновременное опровержение Л. Пастером идеи самозарождения жизни (1861) укрепили в среде ученых мнение о принципиальной невозможности разрешения загадки живого.
В середине XIX столетия наметилось стремление ученых в области химии и биологии к взаимодействию для совместного научно-философского рассмотрения проблем бытия органической жизни. К концу века многие ученые-естественники считали, что теоретическое познание живой материи следует ограничить изучением только таких явлений, которые можно описать как чисто механические процессы. Это затормозило философское осмысление сущности жизни. Однако научная революция Дарвина-Пастера возродила стремление исследователей к всестороннему изучению органического вещества, но уже на принципиально иной — метафизической (философской) базе. Действительно, учение дарвинистов — это не проверяемая научная теория, а особая метафизическая исследовательская программа. Однако у этой гипотезы по сей день много противников и научных оппонентов, которые ставят ее правомерность под большой вопрос. Так, известный ученый-биолог Фрэнсис Хитчинг заявил: «Если дарвинизм действительно является великим все объясняющим принципом биологии, то он заключает в себе необычайно большие области неведения. Он не объясняет некоторые из самых основных вопросов: как безжизненные химические вещества оживились, какие принципы лежат в основе генетического кода, как гены определяют строение организмов» [20].
В начале XX столетия русский ученый и философ А.И. Опарин (1894-1980) предложил новую, весьма оригинальную гипотезу происхождения живой материи на Земле. Сущность этой гипотезы составляет научное постулирование закономерного фактора возникновения живого вещества как результата длительного процесса химической «эволюции» соединений углерода, приведшей в конце концов к образованию полимерных, а затем и органических соединений с последующим естественным отбором на уровне формирующихся из этих соединений многомолекулярных образований — биологических структур, обособленных от внешней среды, но постоянно с ней взаимодействующих. Бытие живой материи, по Опарину, не отделено непроходимой пропастью от неорганического мира. Жизнь как новое качество материи возникла в процессе ее самодвижения и саморазвития.
Научные исследования, проведенные позже, подтвердили предположение А.И. Опарина о возможности образования простейших органических веществ. Гипотезу ученого, высказанную еще в 1922 году, удалось экспериментально и теоретически обосновать в его же лаборатории в середине 80-х годов, опираясь на достижения химии высокомолекулярных соединений. Но главное состоит в том, что исследовательская программа, разработанная А.И. Опариным, активизировала философские дискуссии. В наше время его принцип системного подхода рассматривается как всеобщий диалектический принцип, который позволяет понять сам процесс становления нового качества материи. Эти по сути своей революционные выводы в естествознании послужили основанием для принципиальной ломки старого философского мировоззрения миллионов людей, а не только ученых, так как стало, наконец, возможно представить эволюцию жизни на Земле, не прибегая к религиозным догматам о некой божественной творческой силе.