Философская система Г. Гегеля.
«Властелин философской мысли» — так называли еще при жизни Георга-Вильгельма Фридриха Гегеля, который был одним из виднейших представителей немецкой классической философии. Он является признанным авторитетом в области диалектики мышления. Так, современный философ М. Хайдеггер утверждал: «Единственный западный мыслитель, мысля постигший историю мышления, — это Гегель»
Философская система Г. Гегеля.
«Властелин философской мысли» — так называли еще при жизни Георга-Вильгельма Фридриха Гегеля, который был одним из виднейших представителей немецкой классической философии. Он является признанным авторитетом в области диалектики мышления. Так, современный философ М. Хайдеггер утверждал: «Единственный западный мыслитель, мысля постигший историю мышления, — это Гегель» [7]. С одной стороны, Г. Гегель вошел в историю философии как крупнейший представитель идеалистического направления. За первичное он принимал «мировой дух» как некий безличный, оторванный от человека разум. А вторичным философ считал все, что является неким воплощением этого духа. Впервые в истории человеческой мысли открылся для освоения бытия новый качественный уровень рациональности — собственно разум, а также присущая ему форма воплощения — конкретно-всеобщее понятие (в отличие от абстрактно-общих представлений или одномерных понятий рассудка). Сама же форма всеобщности теперь предполагает связь или единство общего, особенного, единичного.
Логика философии Гегеля состоит в становлении всеобщего единства, которому свойственны внутренние противоречия. Следовательно, это единство является диалектичным и в высшей степени рациональным (диалектика понятий). Исходя из гегелевской интерпретации философских категорий, можно считать, что диалектическое единство как борьба противоположностей есть центральное понятие диалектики. Гераклит, основатель диалектики, утверждал, что такое единство есть Логос мира [8]. Конкретика единства Г. Гегеля весьма многообразна, но оно является субстанционально всеобщим. Единение как процесс идет от отрицательного единства в самоотталкивании своего тождества через положительное и, наконец, через слияние моментов противоположностей к абсолютному единству, к целостности предмета или явления. Механизм действия, формы (методы) самодвижения как принципа развертывания противоречия заключаются в следующем: единство само продуцирует себя во всех стадиях противоречия, рефлектируя самоотталки-вание, самоотрицание, раздвоение на противоположности, а затем посредством саморефлексии в отрицании отрицания возвращается к своему началу. Вот на такой философской базе понимания единства бытия построена и теория его познания.
Познание в философском учении Гегеля имеет триадическое движение. Оно начинается с чувственного восприятия, которое дает только осведомленность об объекте познания. Затем познание становится чисто субъективным и, наконец, достигает стадии самосознания, когда объект и субъект тождественны. В философии Гегеля знание и познание считаются началом всех начал. Вера в то, что в познании действует прежде всего разум, была основным убеждением всех учеников Гегеля. Причем «достойнейшим знанием» гегельянцы называют философию своего кумира, которая стремится диалектически осмыслить роль человеческого разума. Последнее оказалось возможным потому, что «свершилось примирение самосознания с наличным миром… человек стал доверять самому себе, своему мышлению и чувственной природе…» [9]. В «Науке логики» Гегель признает, что «нельзя совсем не упомянуть об оригинальном начале философии, приобретшем большую известность в новейшее время, о начале с «Я» [10]. Философ утверждал, что именно «Я» — это непосредственное самосознание; оно проявляется отчасти — как нечто непосредственное, отчасти как нечто в гораздо более высоком смысле известное, чем какое-либо иное представление.
Все иное известное тоже принадлежит к «Я», однако еще есть содержание, отличное от него самого и потому случайное. «Я», напротив, всегда есть простая достоверность самого себя, нечто конкретное или, вернее, самое конкретное в силу осознания себя как бесконечно многообразного мира. JI. Фейербах не понял диалектического метода Гегеля, он полагал, что «диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты» [11]. Однако для Гегеля было очень важно, чтобы «Я» стало действительно началом и основанием любой философии. Необходимым являлось обособление конкретного, ибо требовался тот абсолютный акт воздействия, в котором бы «Я» очистилось от самого себя и вступило бы в свое создание как нечто абстрактное [12]. Это утверждение можно считать универсальным в более глубоком смысле. Через «Я» философ осмысливает и обобщает, создает абстрактные модели какой-либо части мира и в то же время интегральный образ мира в целом. Это искусство видеть Мироздание умом, собирать воедино его элементы, как собирает линза солнечные лучи, и составляет гений Гегеля-философа.
Гегелевская философия познания становится последовательным, поступательным собиранием разумного смысла бытия, образующего энциклопедическое содержание глобального понятия бытия как сознания, которое развертывает себя в гегелевскую «систему науки», то есть в феноменологию и логику, в логику и историю антропоцентрической действительности. Правда, Гегель подменил человеческое познание в качестве предмета философии идеей развития Мирового разума. Исходя из этого мистического постулата, он фантастически изобразил все реальные отношения в виде самодвижения Мирового духа: Абсолютная идея — инобытие духа (природа) — Абсолютный дух. Это абстрактное видение философа предстает как особая движущая сила, мистический субъект-объект, а человек превращается в спиритуалистическое существо, в «критический сосуд» проявления Абсолютной идеи. Вместо реального человека предлагается его «самосознание». Вместо конкретного индивида, обладающего самосознанием, возникает «человек самосознания». Оторванное от людей и предметного мира сознание, то есть «отчужденное» самосознание, возведенное в абсолют, превращается у Гегеля во всеобщую реальность.
Благодаря Г. Гегелю философия, согласно известному изречению Ф. Энгельса, считается уже полностью завершенной, и в этой связи она получает название классической. Безусловно, данный тезис соответствует пониманию задачи философии самим Гегелем, тем не менее завершение и достижение предела в познании бытия всего сущего вовсе не означает разрушения величия философской мысли, достигнутого И. Кантом. «…Задача, которую нам теперь предстоит выполнить, — заявляет Ф. Энгельс, — состоит в том, чтобы доказать, что либо все усилия немецкой философской мысли от Канта до Гегеля остались бесполезными…, либо их завершением должен быть коммунизм… И это будет доказано…» [13]. С такой верой в победное шествие человеческого разума была тесно связана вера в особую мощь рационального созидания человеческого индивида. Таким образом, каждый, кто, подобно И. Канту, не питал особых рационалистических надежд, все же глубоко верил в социальный и научный прогресс, в силу человеческой мысли.
Философы-классики разделяли убеждение в том, что могут и должны быть рационально познаны и социально признаны общечеловеческие гуманистические идеалы и нравственные принципы, прежде всего идеал свободы и принцип чести и достоинства человеческой личности. Философии, по сути, вменялось в обязанность «надстраивать» здание общечеловеческой культуры самыми верхними этажами, увязанными в единую систему рациональными выводами о всеобщем: о бытии и человеке вообще и об их всеобщей сущности. Вопросы о единичном тоже ставились, но в общем потоке осознания сущности всеобщего, целого. Конечно, и в философской классике были учения, которые некоторым образом выпадали из общей картины. К примеру, классическому рационализму в широком смысле противостояли (а нередко и вкрапливались в него) элементы иррационализма типа мистики и скептицизма. Но главное состояло в том, что немецкие философские классики пробудили активность мыслительной деятельности философов-материалистов. Прямым наследником классической немецкой философии явилась марксистская философия.