Философская доминанта в осмыслении реальности — тот главный компонент в человеческом разуме, который определяет отношение человека к миру природы, обществу людей и способствует укреплению всеобщего благоденствия. Она (доминанта) ныне характеризуется мыслительной деятельностью людей: ученых, писателей, врачей, провизоров и т.д., которая оценивает степень философского осмысления естественной, социальной и духовной сфер человеческого бытия в мире. Содержание мыслей и характер деятельности людей диктуются глубиной философского осмысления реальных проблем состояния и сохранения духовного здоровья в человеческом сообществе. Мыслящий человек приобретает особую роль, придавая всей земной реальности философский смысл.
Древнегреческие мыслители именно в философствовании нашли изумительное решение: смысл всего земного и космического надо искать только в мудрости. Отметим, что философия — это не просто любовь к мудрости, а страстное стремление к ней. В известном мифе о рождении Афины Паллады — богини мудрости, покровительницы философов и ученых, вышедшей прямо из головы Зевса, — символизируется новая рациональная парадигма: философское осмысление бытия, постижение смысла всего и во всем. В этой связи уместно напомнить, что понятие «смысл» надо отличать от понятия «значение». Философское осмысление реальности есть сознательное придание чему-либо смыслового содержания, которое вещь или предмет получает благодаря тому, что осознается его внутренняя сущность. Философское осмысление — это стремление понять содержание и оценить его назначение в явлениях мира, в вещах и предметах быта, а также в действиях людей. Без этого люди не смогут понять взаимозависимость и взаимосвязь друг с другом, а главное — верно оценивать свои собственные действия.
Таким образом, смысл в философии — это сущностное содержание бытия (в том числе и внутреннего мира человека). Следовательно, именно с помощью философского осмысления всех знаний, идей, идеалов или действий людей можно определить внутреннее содержание в том или ином явлении, предмете или действии человека. Приведем пример одного из главных смыслов жизни — смысла любви, который совсем не обязательно предполагает конкретный образ какого-либо объекта с целью обладания им. Смысл любви — в высоком одухотворении личности в связи с пробуждением в ней глубокого чувства «жажды» посвящения себя кому-либо или чему-либо. Поэтому смысл как таковой не всегда осознается и оценивается человеком, он редко отражается и выражается рационально. Подлинный смысл адресован не столько разуму, сколько неконтролируемым им глубинным факторам души. А это значит, что все смыслы (осознаваемые или ощущаемые) могут быть общезначимыми, объединяя людей и выступая истоком рождения у них новых мыслей, чувств, инициируя различные действия.
Смысл идеалов людей прошлых веков — это проницательный взгляд великих мыслителей из исторических глубин умственной (рациональной) человеческой деятельности на проблемы вечности и таинственности бытия. Это и нравственно-этический поиск первопричины человеческой культуры — первоначала всего созданного умом, волей и руками человека. Это, наконец, историческое «бытие» самой мыследеятельности как уникального социального института неустрашимой умственной устремленности человечества к познанию великих тайн Мироздания и общества во имя их сохранения и совершенствования. Речь идет о критическом и конструктивном осознании неистощимой умственной деятельности мыслителей: философов, ученых, их неисчерпаемой духовной энергии в экспликации (развертывании проблемы) всего наличного знания, добытого, обнаруженного и накопленного человечеством о мире и о своем месте в нем. Осмысление человеческого мира (духовного, интеллектуального, эмоционально-чувственного и т.д.) и изучение законов и закономерностей жизни Вселенной поныне составляют две большие ветви философствования. Первая — это философствование о порядке взаимодействия вещей и явлений во Вселенной. Вторая — философствование о порядке взаимосвязи знаний, идей и идеалов в человеческом сознании, то есть о концептуальной согласованности естественнонаучного и гуманитарного знания о всеобщем бытии. Все эти знания — корни, ствол и ветви одного дерева (Декарт) — фундаментального осмысления бытия и человеческого знания о нем.
Издревле философия, как правило, включала в себя буквально все, что делали люди на пути познания и объяснения бытия. На протяжении тысячелетий пытливый коллективный разум человечества был философски сориентирован на обнаружение естественных законов бытия — разумных принципов существования окружающего человека мира, места и особой его роли в этом мире: на маленькой Земле и в необъятной Вселенной. Всегда можно было наблюдать заинтересованное стремление лучших умов планеты понять смысл существования мира вещей и явлений в Космосе, оценить роль и назначение окружающей среды обитания людей, которое запечатлевалось в различных философских учениях, научных системах или отдельных метафизических (умозрительных) взглядах людей. Представители каждого нового оригинального философского направления всегда по-своему понимали и объясняли бытие мира материальных вещей и идеальных (духовных) явлений. Новые направления в философской мысли всегда возникали с упрямой «объективной» необходимостью и с той же необходимостью уступали затем свое место другим учениям, мировоззренческим системам. В этом прослеживается некое закономерное проявление естественной, чисто человеческой жажды получения нового знания о мире и постоянного духовного самопостижения. По сути своей это обязательное (можно сказать, объективное) условие возникновения и существования человеческого самосознания.
Самосознание уже Сократ называл особым разумом, равным Богу. В человеческом разуме он впервые увидел «искру духа» человека, его мыслящую субстанцию и основной нравственный ориентир в повседневном поведении. Все его смелые философские искания, как правило, направлялись на обнаружение первопричины бытия человека, выработку принципов правильного существования всех вещей и явлений природы (космоса) и людей. К моменту возникновения древнегреческой философии многие восточные народы (египтяне, вавилоняне и др.) уже обладали несоизмеримо большим и изощренным опытом эмпирического познания природы, однако у них так и не зажегся яркий факел философского мышления, подобный античной философии. Египтянам, к примеру, не хватило для этого той самой искорки, той страстной, неистовой любви к истине и всеобщему знанию бытия, которой древние греки в высшей степени были озарены и которую они выразили своим собственным словом — философия (любовь к мудрости). Именно философская мысль стала способствовать переводу прикладной науки о вещах и явлениях природы в теоретическую, а эмпирического опыта — в точные теоретические принципы и законы. Философия подвигла древнюю астрологию к астрономии, алхимию — к химии, а лечебную магию — к медицине.
Исторически философия знакомит всех вновь вступающих в мир интеллектуального прозрения не просто с определенной суммой знаний, а с «галереей героев мыслящего разума» (Гегель), которые проникают в сущность явлений и вещей, природы и духа человека. Они создавали для последующих поколений людей величайшее сокровище — философскую методологию всеобщего познания. Отсюда особая ценность историко-философской мысли — созидание методологического ключа познания как общечеловеческого мышления. Напомним, что возникновение философии ознаменовало собой рождение нового типа мышления — рационально-критического. В своем генезисе и последующем развитии философия выступала как исторически исходная форма любого понятийного мышления, как первая и длительное время единственная система теоретического знания. В этом качестве философия в значительной мере сама вырабатывала приемы, способы, методы мышления, в которых добывалось и развивалось философское, научное знание, а также формировалась методология, с помощью которой оно обрабатывалось.
Самое главное в философии — развитие и совершенствование человеческого разума. Трудно не согласиться с мудрым русским баснописцем И.А. Крыловым (1769-1844), который философски точно указал на роль и значение человеческого разума:
«… тогда лишь люди стали жить,
Когда стал ум страстям людей служить».
Кстати, именно тем самым страстям, которые «… ведут — науки к совершенству,
Глупца ко злу, философа к блаженству!»