ВВЕДЕНИЕ
Михаил Иванович Новиков
Общественно-политические и философские взгляды Т. Г. Шевченко
Утверждено к печати Институтом философии Академии наук СССР
Редактор издательства А. И. Компанеец. Переплет художника В. Ф. Ишутина Технический редактор В. Г. Лаут. Корректор В. Г. Богословский.
РИСО АН СССР № 69—100В. Сдано в набор 29 X 1960 г.
Многовековая история украинского народа — это история героической борьбы трудящихся, эксплуатируемых классов за свое социальное освобождение от гнета и эксплуатации. Исторические условия жизни трудящихся Украины сложились так, что борьба эта происходила одновременно и за освобождение от национального гнета и за воссоединение всей Украины в едином демократическом государстве.
Украинский народ многие столетия находился под чужеземным игом, разделенный на части; он изнывал под гнетом русского царизма и Австро-Венгерской монархии и был лишен свободного национального развития.
Происшедшее в XVII в. воссоединение Украины с Россией имело огромное прогрессивное значение для дальнейшего экономического, политического и культурного развития украинского и русского народов. Вопреки колониальной, шовинистической политике царизма, воссоединение укрепило союз единокровных народов, создало более благоприятные условия для участия трудящихся масс Украины в общероссийском освободительном движении против крепостничества и царизма, для борьбы против чужеземных агрессоров. Но только Великая Октябрьская социалистическая революция, проведенная под руководством Коммунистической партии, уничтожила социальный и национальный гнет, дала возможность осуществить многовековую заветную мечту украинского народа о его воссоединении в едином национальном государстве и в форме советского строя открыла для всех народов старой России свободный путь развития к коммунизму.
Украинский народ пошел первым по этому пути вслед за русским народом. Это славное место в освободительной борьбе трудящихся Украины было подготовлено всем предшествующим историческим периодом их развития. Из своей среды украинский народ выделил передовых общественных деятелей и мыслителей. Среди этих борцов особенно следует отметить ге ниального Тараса Шевченко, который «сыграл громадную роль в развитии национального и социального самосознания украинского народа» («Правда», 12 января 1954 г.).
Мировоззрение Шевченко формировалось, росло и крепло под благотворным влиянием культуры великого русского народа. Он шел в первых рядах борцов революционной демократии, вместе со старшими русскими товарищами.
В. И. Ленин учил партию и наш советский народ с уважением относиться к славным традициям прошлой освободительной борьбы. В статье «Памяти Герцена» Ленин писал, что пропаганда революционных идей не пропадает даром даже тогда, когда посев отделяется от жатвы целыми десятилетиями.
Прогрессивные традиции возникали, развивались и крепли в борьбе против реакционных, эксплуататорских классов и их «культуры». Они отражали стремление к дружбе трудящихся разных народностей и наций, к взаимопомощи в борьбе против общего врага трудящихся — эксплуататорских классов. Эксплуататорские классы, наоборот, проповедовали буржуазный национализм, разжигая национальную рознь и вражду между народами.
«Ставя лозунг «интернациональной культуры демократизма и всемирного рабочего движения»,— писал Ленин,— мы из каждой национальной культуры берем только ее демократические и ее социалистические элементы, берем их только и безусловно в противовес буржуазной культуре, буржуазному национализму каждой нации» (В.И. А е н и н. Сочинения, т. 20, стр. 8.).
Культура русских революционных демократов — Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и их соратников и является той культурой, из которой рабочий класс и его партия берут лучшие, передовые традиции, критически перерабатывая их.
Несомненно, в эту сокровищницу лучших традиций немалую долю внес и украинский поэт-революционер Тарас Шевченко. Недаром победивший рабочий класс в первый же год существования советской власти с глубокой признательностью отметил славное имя Тараса Шевченко: в ленинский декрет о сооружении памятников выдающимся деятелям дореволюционной России было внесено и его имя.
Известно, какое громадное значение марксизм-ленинизм придает роли народных масс в истории, их революционной борьбе за новое общество, свободное от эксплуатации человека человеком, и как он высоко ценит революционные традиции своих предшественников. Шевченко был первым среди тех. кто прямо обратился в своем знаменитом «Завещании» (1845 г.) к народу с призывом к восстанию.
Раньше литература вообще, а тем более поэзия, не знала и вовсе не ставила «мужика» предметом главного внимания. Это и понятно, если учесть, что «мужик» в европейских странах был просто невольником, который в юридическом отношении не считался за человека, не был полноправным гражданином.
И вот в таких условиях происходит поистине из ряда вон выходящее явление. На передовую сцену украинской литературы и передовой общественно-политической мысли выходит представитель простого народа — Тарас Шевченко. Главным героем его творчества выступает простой крестьянин, угнетенный крепостничеством и царизмом. Сам творец этого нового общественного явления — бывший невольник, только на двадцать четвертом году жизни выкупленный из крепостного рабства. Менее чем через десять лет Шевченко становится мировой величиной наряду с Пушкиным, Белинским, Чернышевским. Едва ли найдется такое явление в истории литературы, в истории общественно-политической мысли какого-либо другого народа в мире.
Славное имя Шевченко пользуется величайшим уважением и любовью трудящихся масс. Естественно, что враги трудящихся, разного рода либералы, в особенности украинские буржуазные националисты, пытались и пытаются использовать это обстоятельство в своих классовых интересах в борьбе против народа. Одним из способов этой борьбы является фальсификация истории культуры.
Украинские помещичье-буржуазные националисты — П. Кулиш, Н. Костомаров и другие, ставшие врагами народа Грушевские, Ефремовы и компания, оптом и в розницу продававшие украинский народ иностранным империалистам, нагло извращали и извращают историю борьбы и культуры трудящихся, проповедуют вражду между украинским и русским народами, чтобы отравить сознание трудящихся и восстановить эксплуатацию и гнет. Окончательно разбитые в нашей стране, они и их последыши нашли себе приют в странах капитализма на задворках реакционной империалистической буржуазии и оттуда продолжают свое грязное дело и поныне. Идеологи империалистической буржуазии охотно используют идейную отраву, распространяемую украинскими буржуазными националистами.
Все они безусловно пытаются выхолостить политическую сущность поэзии революционного демократа и представить поэта лишь в виде «апостола языка», певца красот природы, любви и страданий соблазненной и покинутой женщины, изобразить его дюжинным либералом, националистом и правоверным христианином. Они отрывают творчество Шевченко от передовой русской общественной мысли, от русских революционных демократов и философов-материалистов.
Советские ученые и пропагандисты, писатели, литературоведы, языковеды, историки и искусствоведы написали немало трудов о Шевченко, провели большую и ценную исследовательскую и пропагандистскую работу, немало сделали для разоблачения фальсификаторства украинских буржуазных националистов. Но сделано еще не все. Исследование философских, социологических взглядов Шевченко еще только начато.
В послевоенное время изучение творчества Шевченко заметно оживилось. Опубликован ряд работ. Большой интерес представляют проводимые ежегодно, начиная с 1952 г., Институтом литературы имени Т. Г. Шевченко Академии Наук УССР шевченковские научные конференции, материалы которых публикуются в специальных сборниках.
В этом же плане важным событием явился выход в свет в (1954 г.) книги «Історія україньскої літератури», подготовлен ной Институтом литературы АН УССР, где большой раздел от веден Тарасу Шевченко. Но, разумеется, литературоведческое исследование не может охватить в достаточной мере всесторонне общественно-политические и философские взгляды поэта.
Шевченко известен также как художник-живописец и гравер. Но эта область является предметом специального большого исследования.
В последние годы вышли книги «Общественно-политические и философские взгляды Т. Г. Шевченка» Я. Д. Дмитерко (1951, 1954), «Світогляд Т. Г. Шевченко» I. Д. Назаренко (1957).
Нам думается, что надо обратить особое внимание на своеобразие воззрений Шевченко как атеиста, мыслителя материалиста, как национального украинского деятеля.
При изучении творчества Шевченко очень важная задача заключается в том, чтобы конкретно раскрывать поэтические образы и картины, без чего во многих случаях трудно и даже невозможно понять истинное содержание мыслей народного поэта; в особенности это относится к его атеистическим воззрениям и к вопросам национально-освободительной борьбы.
Надо соблюдать конкретно-исторический подход к изучению творчества Шевченко. Никак нельзя забывать, что Шевченко прежде всего поэт, а не историк, не социолог, с холодным рассудком анализирующий и синтезирующий исторические события. Поэтому, раскрывая его художественные образы, надо, так сказать, чувствовать и понимать прежде всего политическое звучание его произведений в его эпоху.
С целью выяснения того, как следует понимать творчество Шевченко, полезно вспомнить очень интересную мысль, высказанную еще молодым Марксом о том, как в определенных уеловиях нужно относиться к прессе. Он писал: «…народ с только что пробуждающимся политическим сознанием меньше интересуется фактической достоверностью того или другого события, чем его моральной сущностью, посредством которой оно оказывает свое действие» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. I. М., 1955, стр. 166.).
Шевченко, как и всякий поэт, по меткому выражению В. Белинского, в отличие от ученого (который «доказывает» «логическими доводами»), «показывает», «убеждает» «картинами», образами. В поэзии вовсе не обязательна во всем фактическая достоверность; здесь‘допускается «дофантазирование» (это прекрасно понимал и сам Шевченко). Главная задача поэзии заключалась в том, чтобы, по выражению Маркса, «моральной сущностью» «оказывать свое действие» на сознание народных масс. Именно поэтому ко всем поэтическим образам и картинам народного поэта надо подходить не с точки зрения абстрактного анализа смысла того или иного термина по современным понятиям, а определять, что именно под этим понимали современники Шевченко, какое «моральное», общественно-политическое воздействие оказывали эти образы и картины на широкие народные массы той эпохи.
После Великой Октябрьской социалистической революции литературное наследство Шевченко стало достоянием широких масс советского народа, горячо любящих украинского поэта и борца. Произведения Т. Шевченко переведены в Советском Союзе на 38 братских языков и изданы тиражом более 7 миллионов экземпляров. Творчество украинского поэта-революционера изучается в школах, институтах и университетах. На территории УССР созданы четыре шевченковских музея. В Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске и других городах народ воздвиг памятники великому Поэту.
В творчестве Шевченко советский народ находит близкие, родственные ему мотивы, которые вселяют в него чувство революционной гордости, любовь к свободной жизни, беззаветное патриотическое чувство, непримиримость ко всякому социальному и национальному гнету, ко всякой эксплуатации человека человеком. Его творчество направлено против всякой религиозной мистики, против рабской христианской морали «смирения» перед угнетателями.