Зигзаг профессии

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

…Представьте картину.

Тысяча американцев однажды вдруг повели себя странно и в то же время одинаково: все как один устремились искать пива, каждого подгоняла острая потребность. Это были зрители, только что они просмотрели новый боевик. И не сюжет, не погоня, стрельба и красотки у них на языке, а как бы побыстрей раздобыть пивка. Не герой-супермен владеет их воображением, а образ кружки с пенящимся напитком. Тысяча кинозрителей, покинувших зал, действуют под влиянием неодолимой потребности. Это искусственная потребность. Она навязана, внедрена методом взлома защитных психологических барьеров человека. Изображение пенящегося пива мелькает между кадрами фильма и не фиксируется сознательным восприятием, но проникает в подсознание и оставляет там стойкий след, образ. Мастера манипулирования сознанием, в данном случае хищники капиталистической рекламы, получили доступ к первейшим началам человеческого поведения — к механизмам потребностей и побуждают человека к одному «главному» действию: стань потребителем моей продукции. Этого мыла, этого сорта пива, данной модели автомобиля требует бизнес торговый. Политический бизнес и его идеологи не щадят нас. Пусть с детства возникнет потребность быть агрессивным — бизнес, торговый бизнес, «культурный» дадут ребенку макет орудия насилия и соответствующие воспитательные средства, чтобы не сложилась потребность в доброте и сочувствии, в справедливости, гуманности, самостоятельной мысли.

Два крайних полюса у потребности, этого первейшего человеческого элемента, у механизма, рождающего активность, действие. «Должный, добрый, благой». И другой смысл: «губить, уничтожать» (Даль).

На благо человеку или, наоборот, во зло ему направлено потребление продуктов материального и духовного производства.

Английская же «Тайме» предлагает и вовсе вернуться к рациону питания военного времени, то есть к тому, когда выдавались по карточкам фунт хлеба и картофеля, бутылка молока в день. Нищание значительных слоев — факт. Катастрофично и другое целенаправленное разорение человека с помощью игры на взращенных намеренно извращенными потребностях: разнообразных фетишах престижа, «причудах» потребительства, направленных на вышибание человека из бюджета.

Их много, символов престижа, без коих «неудобно помниться на людях», без обладания которыми «выпадаешь из принятого». А точнее, из предписанного, запрограммированного теми, кто заводит механизм потребления и получает прибыль денежную и прибыль другую, не менее солидную, — поглощение человека системой. Только коммунисты выдвигают действенную альтернативу этой катастрофической тенденции.

Потребитель бунтует, прибегает к средствам самообороны. Создаются «движения сопротивления потребителей». Созданы журналы якобы независимые, призванные давать информацию о товарах. Однако, например, члены совета потребителей в Англии назначаются министерством торговли, что было бы равносильно тому, чтобы просить участников нашумевшего ограбления поезда в 1965 году назначить комитет по вопросу охраны поездов. Добавим, что статус совета запрещал бы ему проверять товары и проверять жалобы от отдельных лиц.

Со страницы зарубежного журнала на читателя смотрят две семейные фотографии. На одной стороне страницы семья в «вещном окружении»: уютный коттедж, автомобиль новой марки, цветной телевизор, холодильник и прочие аксессуары «семейного рая». На друтгой — тот же вещный мир, но разъятый на части. Мы видим одну панель дома, одно сиденье от автомобиля, дверцу холодильника. Первое изображение — это как бы картина семейного благополучия, составленного по рецептам буржуазной пропаганды. Второе показывает семью, но в окружении предметов, которые ей реально принадлежат, если исключить вещи, купленные в кредит. Становится понятным, почему у членов семьи не хватает некоторых весьма необходимых предметов туалета: они куплены в кредит и еще не оплачены. Понятными становятся и масштабы неврозов и других заболеваний, рожденных тревогой, неуверенностью. Понятно и обращение к «спасительным» наркотикам.

Па последнем московском кинофестивале демонстрировался фильм с участием Джейн Фонда — «Веселые приключения Дика и Джейн». Доведенные до отчаяния молодожены, у которых забирают из дома все до единой вещи, не оплаченные вовремя по счетам, отключают электричество, выкапывают деревья и кустарники на участке, избирают путь самозащиты — решаются стать гангстерами. Каждые семь из десяти американских семей находятся примерно в таком положении, имеют какой-либо вид задолженности.

Человек представляет ценность, декларирует буржуазная пресса. Пожалуй, и немалую. Сегодня эта ценность оценена довольно точно. Сердце стоит около 20 тысяч долларов, почки — 13 тысяч: каждый орган оценен и является объектом потребления по определенной таксе (помните, как герой Альберто Сорди в итальянском фильме «Бум» продавал свой глаз?).

Заданная, внедренная, насаждаемая структура искусственных потребностей низводит достояния культуры на последнее место в иерархии потребительских ценностей. В ходе одного исследования выяснилось, что каждый второй француз вообще не читает. Телевизор заменил книгу, беседу. Не окно в мир, но окно в миф потребительского, постиндустриального «общества равных возможностей» представляет ныне буржуазный телеэкран. Потребитель телепродукции отброшен назад, к временам оракулов: нынешний оракул вещает о людях как о вещах и о вещах как о значительных персонах.

Трагична судьба человека, загнанного в угол преследователями, добирающимися до его глубочайших нужд и потребностей. До самых главных в его духовном мире. Потребность познавать, понимать, раскрывать свои способности — одна из первейших для человека.

В статье «Что телевидение делает с Америкой?» популярный телекомментатор США Листер Кук раскрывает назначение этой деятельности (в которой сам он, кстати, участвует 28 лет): «Я думаю, телевизионные программы подавляют нашу способность выносить суждения, нашу способность управлять собственной жизнью».

В другом случае во время встречи на телевидении с телезрителями ведущие на вопрос, что волнует приглашенных больше всего, услышали единодушное мнение: «То, как люди позволяют превращать себя в роботов». Знакомство с миром нравственных, духовных, культурных потребностей социализма убеждает людей на Западе в том, что социализм является благом для человека, несет ему духовное здоровье. Американский политолог Дж. Урбан, размышляя по этому поводу, отмечает, что большую опасность для Запада имеет такое сопоставление, например, в регионе ГДР—ФРГ. «Так как все больше западных немцев лично знакомятся с Восточной Германией, они удивлены некоторыми аспектами жизни там. Они открывают… что эта страна более простых, более ясных ценностей по сравнению с пульсирующими, хаотичными, насыщенными корыстными интересами и материализованными ценностями западных немцев. Западный немец видит в Восточной Германии целесообразность действий и искренность — черты, которые не находит на Западе…»

Процесс извращения духовных потребностей — прискорбный и уже не опровергаемый на Западе факт. Но и привычный, «нормальный». Мне в этой связи вспоминается примечательный эпизод. В Риме, в иезуитском университете, видный католический теолог и пропагандист читал лекцию о СССР по следам только что совершенной поездки (тенденциозную лекцию, злую). И вдруг не удержался.

— Знаете, что непривычно и поражает? В метро много читающих. Довелось даже видеть читающего милиционера. Вы видели что-нибудь подобное? — почти с возмущением воскликнул почтенный иезуит.

Присутствующие недоуменно переглядываются: полицейский, читающий в метро? Патология какая-то… В мире извращенных потребностей потребности здорового человека выглядят как-то странно.

Мир социализма решает проблему потребностей, исходя из подлинной гуманности, в интересах общества в целом и каждого человека. Как отмечено в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища JI. И. Брелшева на внеочередной сессии Верховного Совета СССР, успешное строительство развитого социалистического общества и «позволяет на практике делать главной и непосредственной целью общественного развития все более

Полное удовлетворение многообразных потребностей граждан».

«Коммунисты — не сторонники аскетизма, искусственного ограничения потребностей людей. Напротив, свойственное коммунистическому обществу полное и свободное раскрытие всех способностей человека, его творческих сил предполагает и создание благоприятных материальных условий жизни. Но наш социалистический стиль жизни исключает расточительство, бессмысленную трату материальных ценностей, труда, энергии, которые имеют место в условиях капитализма», — отмечалось на XXV съезде КПСС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *