(греч. mythos — сказание, предание, logos — учение) — основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития.
МИФОЛОГИЯ (греч. mythos — сказание, предание, logos — учение) — основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития. Миф как своеобразный способ духовного освоения действительности, взгляда на мир характеризуется тем, что все вещи и явления воспринимаются в нем как сопричастные друг другу. Отсюда делается возможным беспрепятственное перенесение качеств одних вещей на другие. М. основана на олицетворении сил природы, изображении их в виде чувственных образов, особых существ (людей, зверей). Действия мифического существа являются для человека той эпохи не сверхъестественными, а обычными, вполне реальными, не вызывающими никакого сомнения. Зевс действительно создает, «порождает» гром и молнию, Атлант действительно держит на своих плечах небосвод. Невероятные подвиги мифических героев мыслятся как действительно совершенные дела. Поскольку в М. свойства одних вещей легко переносятся па другие, она дает бесконечный простор воображению, в к-ром мифологически мыслящий человек совершает любые превращения и подвиги. «Всякая мифология преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения…» (Маркс). М. как естественноисторически господствующий образ мысли и поведения исчезает, когда человек создает реальные средства господства над силами природы, развивает производство, совершенствует орудия труда, расширяя сферу своей деятельности и развивая другие, отличные от мифа формы сознания. Однако и после того, как М. перестала быть мировоззрением для всего общества, она сохранила свое значение и стала источником вдохновения в художественном творчестве, в искусстве. Если классическая М. была неизбежной исторической ступенью развития человеческого сознания, то современное «мифотворчество» возникло на совершенно иной социальной и идеологической основе, как средство манипулирования массовым сознанием, борьбы против передового мировоззрения. Его порождает враждебная человеку социальная действительность, реакционное мировоззрение отживающих социальных сил. Оно проявляется в фантастическом, иллюзорном изображении явлений современной жизни (Кафка) или в сознательном искажении действительности для достижения преступных целей (напр., «Миф XX века» нациста Розенберга). Такая искусственно созданная «М.» лишь внешне повторяет некоторые черты классической М. (воображаемые образы и обстоятельства), по по существу не имеет с ней ничего общего. М., воспринимаемая через иронию, как специфический способ эстетического освоения прошлого, используется в творчестве Т. Манна.