противоположное идеализму философское направление, которое признает первичность материи, природы, объективной реальности и рассматривает сознание как свойство материи.
МАТЕРИАЛИЗМ — противоположное идеализму философское направление, которое признает первичность материи, природы, объективной реальности и рассматривает сознание как свойство материи. В качестве учения, обобщающего достижения естественных и общественных наук, борющегося против религии и мистики, М., как правило, был мировоззрением передовых, революционных классов, заинтересованных в общественном и научном прогрессе. Для М. характерны ориентация на методы науки, вера в прогресс познания, понимание и природы и общества так, как они существуют сами по себе. В истории развития М. можно выделить два этапа — домарксистский М. и марксистский М. (высшую форму М.). Исторически первым видом М. был наивный (стихийный) М. древних, сочетавшийся с наивной диалектикой. Здесь он выступает как натурфилософское учение о вещественных началах, первичных элементах мироздания, под которыми понимались: вода (Фалес), неопределенная беспредельная материя —апейрон (Аиаксимандр), воздух (Анакси-меп), огонь (Гераклит), атомы, отличающиеся друг от друга положением, порядком и формой (Демокрит, Эпикур) и т. д. Все чувственно воспринимаемые вещи, образованные из этих элементов, по мнению античных материалистов, связаны друг с другом. Мир рассматривается ими как единое целое, находящееся в постоянном движении, изменении. Борьба между М. и идеализмом в наиболее яркой форме выступила здесь как борьба двух противоположных философских линий — «линии Демокрита» и «линии Платона». Внутри средневековой философии непоследовательной формой М. был номинализм, считавший, что существуют только конкретные вещи, а общие понятия — это лишь их имена (Номинализм и реализм). Дальнейшее развитие М. связано с возникновением капиталистических общественных отношений, давших толчок развитию производства и науки. Материалисты (Ф. Бэкон, Галилей и др.), выражая интересы развивающейся буржуазии, борются против схоластики, обобщают характерные для науки того времени методы опытного познания природы (наблюдение, эксперимент, индукцию и т. д.). В итальянской натурфилософии 15—16 вв. (Леонардо да Винчи, Бруно и др.) раскрыто качественное многообразие, диалектичность материн. Однако, по мере того как естествознание расчленяется па отдельные отрасли и преимущественное развитие из всех паук получает механика, диалектика замещается метафизикой. Для метафизического М. характерно понимание природы как единого целого, подчиняющегося законам механики; он отрицает качественные различия в природе и сводит их к количественным различиям, рассматривает движение лишь как уменьшение или увеличение, как механическое перемещение, источник к-рого находится вовне, понимает пространство и время как внешние, оторванные от материи формы ее существования. Как и всякий М., он признает познаваемость мира, видит в познании отражение природы, но рассматривает его как зеркальное отражение, а не как активную деятельность. Своего наибольшего расцвета метафизический М. достиг во французском материализме 18 в. (Ла-метри, Дидро, Гольбах, Гельвеций). Следующий этап в развитии домарксистского М.— философская система Фейербаха и М. русских революционных демократов. Фейербах, критикуя идеализм и религию, развивает антропологический М., во многом воспроизводящий недостатки французского М. 18 в. Он рассматривает человека как часть природы, как неизменное биологическое существо (Антропологизм). Такая точка зрения не позволяла выяснить диалектически противоречивый характер человеческою общества и познания, дать научное, материалистическое объяснение сложным явлениям общественной жизни, раскрыть закономерности развития природы и истории. Эти недостатки, свойственные всему домарксистскому М., не могли преодолеть и русские революционные демократы, хотя они и пытались соединить М. с диалектическим методом. Подлинно научной формой М. является марксистский М., выражающий интересы пролетариата, широких трудящих-мя масс (Диалектический материализм, Исторический материализм). В марксизме М. органически соединен со всеобщим методом познания—диалектикой. Это позволило понять мир во всем его многообразии, с переходами от одного качественного состояния материи к другому, увидеть источник движения и развития в самих вещах, а не в каких-то внешних силах. Если домарксистский М. рассматривал природу в основном как совокупность тел, то марксизм видит в ней сложную систему процессов, качественно различающихся, но взаимосвязанных между собой. Диалектический М. связан с материалистическим пониманием общественной жизни. Благодаря этому удалось установить связь познавательной и практической деятельности человека и представить познание как процесс бесконечного углубления в предмет, движения от незнания ко все более полному, точному знанию, раскрыть функции передовой теории в преобразовании мира. Внутри буржуазной философии после возникновения марксистского М. начинается период разложения М. Появляются вульгарный М. (Бюхнер, Фохт, Молешотт), отождествляющий сознание с материей; экономический М, сводящий все явления социальной жизни к экономическим процессам (Шулятиков и др.), географический М. (Л. Мечников, Реклю), признающий решающую роль географической среды. Многообразны формы естественнонаучного М. (физического, физиологического и др.). В современной буржуазной философии господствует идеализм. Вместе с тем диалектико-материа-листическая философия получает все большую поддержку со стороны передовых ученых капиталистических стран; некоторые из них (Ланжевен, Жолно-Кюри, Бернал и др.) стали убежденными ее сторонниками.