ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

область знания, изучающая развитие философии, раскрывающая закономерности, в силу которых одни философские учения, направления сменяются другими.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ — область знания, изучающая развитие философии, раскрывающая закономерности, в силу которых одни философские учения, направления сменяются другими. Зародилась И. ф. в глубокой древности. Уже в работах древних греков (Теофраста, Диогена Лаэртского и др.) давалось суммарное изложение философских учений. Однако это изложение не было И. ф. в строгом смысле этого слова, поскольку она еще не выступает как специфическая область научного знания, имеющего свои закономерности развития. Длительное время, особенно в период засилья христианской религии, философские учения прошлого рассматривались лишь как сумма мнений, которые не могут претендовать на истину. Постепенно в историко-философские работы проникает принцип историзма: мысль о том, что философские учения прошлого содержат и правильные положения, что в них заключаются зерна истины, которые необходимо отделять от заблуждений. Большой вклад в разработку такого подхода к И. ф. сделал Гегель. Он представил развитие философии как переход от низших форм философского знания к более высоким, от неполного знания к более полному и всестороннему. С точки зрения Гегеля, различные философские учения — это не сумма мнений, заблуждений, курьезов, а ступени в становлении истины. Однако он считал, что эти учения в конечном итоге составляют замкнутую систему абсолютного знания, получающего свое законченное выражение в гегелевской философии объективного идеализма. В философских концепциях прошлого Гегель подчеркивал в основном те моменты, которые доказывали истинность его идеалистической системы. Научная И. ф. сделалась возможной с возникновением марксистско-ленинской философии. В результате познания закономерностей развития общества, и прежде всего закона определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, оказалось возможным правильно понять и объяснить развитие философской мысли. Философские учения вплетены в ткань исторической жизни. Их социальная и познавательная роль меняется вместе с развитием общества и человеческого знания. Движение философской мысли открывает новые горизонты познания, позволяет критически оцепить достигнутый уровень знания, определить новые отправные точки социального и духовного прогресса. Марксистская И. ф. анализирует реальные противоречия в движении философской мысли, раскрывает объективные основания этих противоречий, которые лежат в самой общественной жизни. Методологическая основа научной И. ф. — это материалистическая диалектика. Исходные принципы марксистской И. ф. позволяют выделить определенные этапы в историческом развитии философии, связанные со сменой общественно-экономических формаций, объясняют возникновение различных философских направлений, течений, показывая, что их характер определяется уровнем развития общества, общественной практики, социальными отношениями. Основное противоречие в движении, развитии философии выступает как борьба двух основных линий, направлений — материализма и идеализма. Особенности этой борьбы на различных этапах развития общества и изучаются И. ф. как наукой. Оценивая философские учения прошлого, марксизм-ленинизм руководствуется принципом партийности (Партийность философии). Этот принцип означает защиту материалистической линии философии, которая выражала идеологию прогрессивных социальных сил и процесс формирования научного мировоззрения. Ему чужд односторонний, упрощенный подход к развитию философии, стремление рассматривать философские идеи, положения лишь как оправдание корыстных интересов тех или иных классов. Именно так подходили к И. ф. в свое время вульгаризаторы марксизма (Богданов, Шулятиков), которых остро критиковал Ленин. В действительности же процесс исторического развития философии весьма сложен. На содержание философских учений влияет развитие науки и других форм общественного сознания. Разрабатывая собственные учения, философы опираются на идеи своих предшественников. Энгельс подчеркивал, что изучение всей предшествующей философии имеет огромное значение для выработки методов современного теоретического мышления. Действительно, историческое развитие философии включает в себя процесс формирования научной теории познания, которая преодолевает односторонность метафизических представлений о неизменной сущности бытия, открывает путь к постижению законов диалектики объективного мира и мышления. Движение философии отображает и характер динамичной, противоречивой взаимосвязи человека с объективным миром, диалектики субъекта и объекта. В прогресс человеческого познания внесли свой вклад как материалистические, так и идеалистические учения прошлого. В них с различной степенью глубины отразились отдельные свойства объективного мира, особенности процесса познания. Поэтому марксистская И. ф. раскрывает все то ценное, что содержалось в учениях мыслителей прошлого. Она показывает, как вместе с прогрессом общества и познания философия постепенно освобождается от наивных, мифологических, религиозных, идеалистических представлений, все прочнее становясь на почву научного, материалистического и диалектического понимания природы, общества и мышления. Вместе с тем сам материализм на каждом этапе выступает в конкретно-исторической форме, обусловленной уровнем развития общества и человеческого знания. Историческое движение философской мысли носит всемирный характер потому, что в нем принимали участие различные народы мира. Поэтому нельзя правильно понять тот или иной этап развития философии вне его связи с предыдущим, нельзя уяснить место философской мысли в той или иной стране, не сопоставляя ее с философской мыслю в других странах. В настоящее время марксистско-ленинская И. ф. стала разветвленной, весьма развитой областью знания, исследующей процесс исторического развития философии, включая отдельные философские учения, национальные традиции, отдельные этапы движения философской мысли. Она помогает попять закономерности развития духовной жизни людей, овладеть всей суммой философских знаний, которые накопило человечество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *