ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

составная часть марксистско-ленинской философии, философская наука об обществе, общая социологическая теория.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — составная часть марксистско-ленинской философии, философская наука об обществе, общая социологическая теория. В течение многих веков человеческая мысль билась над решением вопросов о том, что такое общество, как оно возникло, чем определяется его развитие, каковы закономерности этого развития. Научные ответы на эти вопросы, данные И. м., ознаменовали собой революционный переворот во взглядах на общество, на его историю. Суть этого переворота заключается в замене ненаучного, идеалистического понимания истории научным, материалистическим. Домарксистские учения об обществе исходили из того непосредственно наблюдаемого факта, что историю делают люди — существа, наделенные сознанием и волей, и что все действия, поступки людей происходят при участии их сознания.

Отсюда делался вывод: конечная причина всех, исторических событии, источник всех социальных изменений — идеальные побуждения людей, их идеи, теории, словом, основа общества — в его духовной жизни. Но эта точка зрения ставит действительные отношения с ног на голову. Прежде чем создавать идеи, теории, люди должны жить. А для того чтобы жить, они должны есть, пить, одеваться, иметь жилища, одежду, топливо и т. д. Так как люди не находят всех этих необходимых им вещей в природе в готовом виде, они вынуждены их производить. Но, производя все необходимое для жизни, они тем самым ведут определенный образ жизни, вступают друг с другом в определенные отношения. В процессе производства материальных благ формируется и сам человек с его сознанием, взглядами, стремлениями, Таким образом, материальное производство — это та основа, которая обусловливает в конечном счете образ жизни людей, определяет всю общественную жизнь. Открыв законы, по которым развивается производство, И. м. смог установить особенности развития самого общества И. м. доказал, что не существует общества вообще, абстрактного общества, из к-рого исходили буржуазные мыслители. В каждый исторический период общество выступает как та или иная общественно-экономическая формация — конкретное общество, в к-ром определенному уровню развития производства соответствуют характерные для этого общества политические, нравственные, семейные, бытовые и другие отношения людей. Каждая общественно-экономическая формация — это особый социальный организм, закономерно возникающий, развивающийся и превращающийся в другой, более сложный организм. В соответствии с этим вся история человечества предстала не как хаотическое нагромождение различных событий, общественных явлений, а как закономерный, необходимый естественно-исторический процесс последовательной смены одних общественно-экономических формаций другими на основе изменения определенных способов производства. 1\’см самым удалось установить основную тенденцию развития общества, понять перспективы этого развития, доказать неизбежность замены последнего эксплуататорского общества — капитализма — обществом, несовместимым с эксплуатацией,— коммунизмом. Выявив законы общественного развития, И. м. показал, что они не являются какими-то потусторонними силами, действующими помимо людей. Их реализуют сами люди. Но в истории действуют миллиарды людей. Действия их сталкиваются, перекрещиваются. И. м. дает возможность разобраться в этом сложном лабиринте многообразных действий людей, сведя их к действиям больших общественных групп — классов, народных масс. В основе Этих действий лежат коренные интересы людей, которые вытекают из материальных условий их жизни, из их положения в системе тех или иных производственных отношений. Именно массы являются подлинными творцами истории. Они руководствуются определенными идеями, стремлениями; появляются идеологи, вожди, организаторы масс. Поэтому И. м., отрицая определяющую роль идей, а также выдающихся личностей в истории, вместе с тем подчеркивает, что они оказывают громадное воздействие на развитие общества, и раскрывает те условия, которые делают возможным такое воздействие (Роль народных масс и личности в истории). И. м. не даст непосредственного знания конкретной истории. Он служит руководством к познанию истории, позволяющим правильно разобраться в сложной сети общественных явлений, определить свое место в прогрессивной борьбе народных масс и сознательно участвовать в коммунистическом строительстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *