Но для современного большевизма особенно характерно то обстоятельство, что он выступает под флагом коммунистической доктрины. Именно этим объясняется его стремление подавить человеческую личность, обесправить ее и лишить ее всякой хозяйственной самостоятельности. «Идея» коммунизма состоит: 1. в том, чтобы погасить личную инициативу в хозяйстве и заменить ее организационным распоряжением, идущим из центра; 2. в том, чтобы погасить в душах личную заинтересованность в труде и его продуктивности и заменить ее революционным пафосом принудительного сотрудничества; и наконец, 3. в том, чтобы заменить буржуазную свободу неравных людей — равенством бесправных наймитов.
1. Коммунист не верит в личную инициативу, но верит во всемогущество централизованной бюрократии. Он считает, что творческая интуиция единоличного хозяина вредна в хозяйстве; что она растрачивает силы в ненужной и вредной конкуренции и ведет к анархии производства и рынка, к кризисам, безработице, голоду и так далее. Государственный центр якобы может лучше предвидеть, руководить и строить народное хозяйство.
Опровергнуть это ложное гибельное воззрение может по-настоящему только жизненный опыт, который и будет извлечен человечеством из русской революции.
Нам достаточно здесь установить, что эта ложная идея весьма распространена в современном человечестве, и что всюду, где народы увлекаются всяческой «социализацией», «муниципализацией» и «национализацией», подавляя частную инициативу, передавая городам, общинам или государству хозяйственную монополию и безоглядно ее расширяя, — они уже идут по пути коммунистов. По-видимому, всякая будущая война будет содействовать этой тенденции, ибо она будет вызывать к жизни нечто вроде осадного положения или «военного социализма», т. е. судорожного подчинения всего хозяйства и всей жизни страны государственно-военному распоряжению.
2. Идея коммунистов — погасить личную заинтересованность человеческой души в том, что она делает и что она производит, — обнаруживает с наибольшей наглядностью извращенность и притязательность всего их замысла. Пока человек ведет земную жизнь — он таит в себе личный инстинкт самосохранения и потому руководится личной заинтересованностью. Физический голод и половой инстинкт суть состояния, испытываемые индивидуально; и никакие коммунистические попытки закрыть себе на это глаза или игнорировать это — не будут иметь успеха. Напрасны все их притязания — переплавить или перестроить человеческие инстинкты; природа, «изгнанная в дверь, ломится в окно»; а коммунисты не «боги», властные над природой.
Опровергнуть это ложное и гибельное воззрение может только жизненный опыт, который и будет извлечен человечеством из русской революции. Нам же достаточно здесь установить, что эта извращенность и претенциозность характерны вообще для современного рассудочного и полуобразованного человека. Успешно завоевывая природу, побеждая ее своими изобретениями и заставляя ее служить себе (машины!), современный человек не постиг еще, что человеческая душа есть создание сложное, иррациональное и своеобразно-закономерное, что она имеет свою природу, над которой человеческий рассудок не властен; и что попирать законы этой природы нельзя безнаказанно.
За коммунистами идут люди, отравленные рассудочным полуобразованием; и понятно, что этот яд, разливающийся по свету, содействует распространению коммунизма.
3. Идея равенства бесправных наймитов порождена в основе своей — завистью. Сила зависти есть главная сила и страсть, на которую коммунисты рассчитывают и к которой они неустанно обращаются. Их тактика в России и во всем мире состоит в том, чтобы натравливать низшего на высшего, необразованного на образованного, подчиненного на начальника, бедного на богатого, бездарного на даровитого, младшего на старшего, детей на родителей. И всюду, где они работают, они сеют зависть, чтобы пожать разрушение и кровь.
Что есть зависть?
Зависть есть уязвленное самочувствие низшего. Это есть ненависть лишенного к обладающему; злоба на чужое преимущество; жажда отнять у другого это преимущество и присвоить его себе. Зависть есть разновидность ненависти; и удовлетворение свое она находит или в разрушении чужого преимущества (красоты, богатства или самой жизни — пусть совсем не будет лучшего и высшего!..), или же в отнятии и присвоении его. Вот почему зависть всегда ведет к нападению — или открытому (обливание лица серной кислотою, ограбление, поджог, погром, убийство, гражданская война), или прикровенному (интрига, клевета). Зависть вообще не строит и не творит, — она разрушает. Из двух возможностей — 1) примириться с чужим преимуществом или 2) отнять его ценою разрушения — она, не колеблясь, всегда выбирает второе.
Россия рухнула в большевизме от накопившихся в ней запасов зависти, которую большевикам удалось разжечь и разнуздать. Третий интернационал есть прежде всего штаб мировой зависти: ее средоточие, ее распространение, ее углубление; его победа будет ее победа; победа той самой зависти, которая однажды привела сатану к отпадению и подняла руку Каина на Авеля. Ныне во всех странах агенты его, пользуясь трудностями частно правового хозяйства, основанного на собственности, и остротою социального вопроса, — пытаются разжечь и сорганизовать массовую зависть для повсеместного переворота и захвата власти в свои руки. И люди самых различных партий и народов, не видя опасности, играют в ту же игру, рассчитывая разыграть ее в свою пользу и не понимая, что они, как неумелые дилетанты или подмастерья, будут вытеснены, покорены и раздавлены великим мастером зависти.
Две тысячи лет тому назад миру было даровано божественное противоядие. могущее побороть зависть как начало мировой гибели. Ныне это противоядие живо лишь в немногих душах. За последний век яд зависти осознал себя, стал «научной» теорией (марксизм), подорвал в душах понимание частной собственности, ослепил людей несбыточной и вредной утопией равенства и сорганизовал миллионы людей вокруг идеи социализма.
Социализм есть идея разрушительная и демагогическая, но волевая и революционная. Однако по мере того как руководители социалистического движения за последние десятилетия переходили от митингового фразерства к реальному политическому строительству, они убеждались в малой жизненности этой идеи и в чрезвычайных затруднениях, связанных с ее осуществлением. Они стали или открыто уходить из социалистических рядов, или же усваивать точку зрения выжидательную, мирную, эволюционную. К сожалению, у большинства из них не хватало и не хватает мужества дать отбои и разъяснить социалистически настроенным и революционно взбудораженным массам — общее заблуждение и пережитое разочарование. И вот, ныне на смену им идут большевики-коммунисты. Волевая идея революционного социализма, поколебленная в среде международной социал-демократии, оживает во всей своей фанатичности и агрессивности у коммунистов, и может приити час, когда демагогический напор коммунистов заставит социал-демократов или самим всерьез приняться за проведение в жизнь их вредной утопии, или же уступить свое место волевым и безоглядным коммунистам.
Чтобы искренно верить в социализм (или коммунизм), нужно соединять в своей душе целый ряд условий. Однако для этого совсем не надо быть непременно «злым» или «порочным» человеком, как думают иные, для этого безусловно необходима лишь своеобразная слепота, — слепота жизненная, умственная и моральная. На этой слепоте строит свой успех не только социализм, но и коммунизм. Эта слепота не видит, во-первых, живого человеческого инстинкта, который может творить и напрягаться только тогда, если он свободно (т. е. по собственному возбуждению), доверчиво и цельно вкладывается в труд, во внешние вещи и в хозяйственные процессы, и который поэтому нуждается в личной свободе и в частной собственности. Во-вторых, эта слепота не видит живого человеческого духа во всей его нематериальности, силе и самоценности и слепо верит в силу материального интереса и в «святость» классовой борьбы. В-третьих, эта слепота не видит живого человеческого своеобразия и разнообразия, воображая, будто все люди на самом деле равны, и ошибочно смешивая справедливость с равенством: поэтому она требует всеобщего уравнения во всеобщем бесправии или еще хуже — требует нового неравенства, обратного тому, которое существовало доселе. Все это вместе предполагает в человеке слабое развитие духовного и личного начала, склонность к упрощенному пониманию мира и человека, и главное — неразвитую силу суждения. Социалисты и коммунисты суть в своем огромном большинстве упростители, которые стремятся упростить чужую личную жизнь и весь общественный строй по образу и подобию их собственной души: они мыслят отвлеченными и в то же время элементарными и плоскими понятиями; но за этим упрощенным и упрощающим мышлением живет — особенно в коммунистах — волевой заряд, переходящий в упрямство или даже в фанатизм, и властолюбие, готовое не останавливаться перед любыми средствами. Чем больше в мире таких полуобразованных, но волевых плоскодумов, тем больше шансов на распространение имеет коммунизм. К сожалению, современное полуобразование и современный социализм выдвигают таких людей во множестве; и так возникает та общественная, хозяйственно-психологическая каверна, в которую свободно и беспрепятственно вливается яд большевизма.
Вот почему коммунистический яд так опасен для современною человечества.