ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГЛОБАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ АМЕРИКАНСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Идеологи американского империализма и всякого рода пропагандисты и популяризаторы «американского образа жизни» прилагали и прилагают немало сил и энергии для того, чтобы создать Соединенным Штатам Америки реноме «международного благодетеля и благотворителя», репутацию страны, руководствующейся альтруистическими принципами в своей политике. Однако в свете реальных фактов истории на земном шаре остается все меньше людей, которые разделяли бы иллюзии на этот счет. И политика и стратегия американского империализма проникнуты духом необузданного экспансионизма и агрессии, вытекающих из самой природы империализма как социально-экономического строя.

Мощный и влиятельный военно-промышленный комплекс США определяет и диктует главные установки, цели и задачи глобальной стратегии американского империализма на современном рубеже исторического развития.

Первая из них заключается в том, чтобы добиться консолидации и координации действий всех основных очагов концентрации экономической и военной мощи современного империализма: самих Соединенных Штатов, охваченных процессом экономической, политической и военной интеграции капиталистической Западной Европы и империалистической Японии с ее развитым индустриально-техническим потенциалом.

В зону силового притяжения этих центров американский империализм посредством разветвленной системы политических и военных блоков стремится вовлечь все остальные капиталистические страны.

Вторая задача глобальной стратегии американского империализма заключается в том, чтобы, используя различные формы и методы неоколониализма, поставить под свой контроль экономические и сырьевые ресурсы стран «третьего мира», в первую очередь те из них, которые располагают большими запасами нефти и цветных металлов.

Третья задача глобальной стратегии американского империализма заключается в том, чтобы нарушить сложившееся в мире равновесие военных сил, в основе которого лежит общепризнанный паритет ракетно-ядерной мощи США и Советского Союза, создать для себя односторонние военные преимущества с тем, чтобы диктовать свою волю странам социалистического содружества и подвергать политическому шантажу все страны мира.

Наконец, четвертую задачу своей глобальной стратегии американский империализм видит в том, чтобы, не прибегая к риску прямой военной конфронтации, путем разветвленной системы подрывных действий политического, идеологического и психологического характера добиться ослабления мощи и подорвать единство стран социалистического содружества и всего мирового коммунистического и рабочего движения.

Эти цели и задачи глобальной стратегии американского империализма функционируют в едином комплексе, взаимно дополняя друг друга. В их осуществлении правящие круги США широко используют различные формы открытого и скрытого насилия, подрывных действий, террора, заговоров, инфильтрации, демонстрации военной мощи и военного присутствия в горячих точках земного шара.

Будучи продиктованной интересами крупнейших транснациональных монополий, эта стратегия несет в себе одновременно мощный генетический заряд специфически американского мессианского экспансионизма. К сожалению, эта сторона проблемы пе получила еще должного внимания в критике агрессивной политики США, хотя в этом имеется самая насущная необходимость, поскольку многие аспекты современной политики и стратегии американского империализма становятся до конца понятными в свете рассмотрения тех основных идеологических мотивов, на которых эта политика и эта стратегия зиждятся.

Честолюбивые амбиции американского империализма на первенствующее положение в мире, его претензии на роль своеобразного верховного арбитра и гаранта в сфере международных отношений, его открытое стремление диктовать свою волю другим государствам и учить другие народы, «как надо жить», коренятся в особенностях формирования идеологии американской буржуазии в тесной связи с историей образования США и их превращения в самую мощную державу капиталистического мира.

Предки современных американцев, колонизировавшие ту часть континента, на которой было основано государство США, были проникнуты духом воинствующего экспансионизма, причудливым образом сочетавшимся с духом религиозной экзальтации пуританского мессианства и веры в свою богоизбранность.

Именно на этой духовной закваске формировалась идеология одного из самых воинствующих отрядов современного империализма. Структурный анализ этой далеко не простой проблемы показывает, что наиболее рельефно выраженными компонентами идеологии американского империализма являются религиозно-мессианская идея «явного предначертания», теория «баланса сил» и воинствующий антикоммунизм.

Идея «явного предначертания» представляет собой синкретическую смесь религиозного мессианства, белого расизма, социал-дарвинизма и геополитики. В комплексе всех этих компонентов она была сформулирована политическими и религиозными деятелями США еще во второй половине прошлого столетия и превращена в идеологическую доктрину, оказывающую прямое действие на политику и стратегию Соединенных Штатов Америки, доктрину, освящающую и поощряющую экспансию и агрессию американского монополистического капитала.

Подлинный смысл «явного предначертания» со всей откровенностью раскрывается в мыслях и высказываниях его наиболее радикальных адептов. Джон Адаме, второй президент Соединенных Штатов, высказывался в этой связи следующим образом: «Свобода человечества и слава человеческой природы в руках избранного американского народа. Божественное Провидение предначертало Америке стать той ареной, на которой человек проявит свои действительные способности, на которой наука, добродетель, свобода, счастье и слава будут мирно существовать».

В устах других проповедников «явного предначертания» оно мотивируется откровенной ссылкой на расовое превосходство «богоизбранного народа». Так, один из наиболее ярых проповедников «явного предначертания» реакционный американский философ прошлого столетия Джон Фиске писал: «Той работе, которую начала английская раса, когда она колонизировала Северную Америку, предназначено продолжаться до тех пор, пока каждый участок суши на поверхности земли не станет английским по языку, по своей религии, по своим политическим обычаям и традициям и в преобладающей степени по крови».

Мистическим пафосом проникнуто «явное предначертание» в устах американского конгрессмена Джибсона: «Старый дух викингов вновь на этой земле. Это господствующий дух нашего народа. Он должен найти свой выход. «Явное предначертание»— его платформа, его пароль, его вера и боевой клич, и, движимый этим духом и этим принципом, американский народ уже сейчас берет новый курс».

Дух расового чванства, презрительное отношение к другим народам, гипертрофированное самомнение — таковы неотъемлемые черты идеи «явного предначертания». Это с особой силой звучит в речи американского сенатора Альберта Бивериджа, произнесенной им 10 января 1900 года: «Всевышний одарил нас духом прогресса, чтобы мы могли одолеть силы реакции во всем мире. Он сотворил нас сведущими в вопросах управления, чтобы мы могли управлять дикими и пришедшими в упадок народами. Не обладай мы такой силой, весь мир вновь впал бы в варварство и темноту. И из всей нашей человеческой расы он выделил американский народ, как нацию, избранную в конечном итоге руководить духовным возрождением мира. Такова божественная миссия Америки».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *