Субъект и объект познания

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Субъект и объект познания есть раздвоение единого мира в познавательном процессе. Это означает, что понятия «субъект» и «объект» существуют нераздельно. Субъектом познания считается постигающая мир мыслящая, творческая личность, группа ученых и т.д. Поскольку познание возможно лишь на основе уже имеющихся знаний, субъектом его может считаться и общество в целом. В конечном счете, главным познающим субъектом — источником познания природы и общества, а также «производителем» мудрости — считается все человечество. Отсюда следует, что субъектом познания может называться любой источник активного исследования окружающего мира -творящий и созидающий человек или социальная группа.

Познающий субъект не является неким пассивным созерцателем мира вещей, предметов и явлений природы, «совокупным сознанием», автоматически отражающим общественные процессы, — он всегда активный познающий деятель, постоянно ищущий объект для своего воздействия в целях его постижения. Со времен И. Канта под субъектом познания понимают активное сознание, или творящий дух.

Под объектом познания подразумевают часть внешнего мира или все реальные фрагменты бытия, противостоящие субъекту и специально подвергающиеся исследованию. Так, к примеру, человек является объектом изучения многих наук -биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. В социальном познании все вращается в сфере человеческого: объект представляют люди и результаты их деятельности, субъект — тоже люди. Поэтому понятия «субъект» и «объект» в принципе соотносятся. Субъект — активно действующее в познании творческое начало. Объект — то, что противостоит субъекту и на что, собственно, направлена его познавательная деятельность. Это фрагменты действительности, которые оказались в центре внимания исследователя. Проще говоря, объектами познания являются те факты, которые исследует познающий: человек, его здоровье и болезни или вторичные продукты человеческой жизнедеятельности — философии, медицины, искусства, религии и т.д. Подчеркнем, что объектом познания является лишь та часть объективной реальности, которая включена в исследовательскую деятельность субъекта. В сфере познавательной деятельности субъект и объект в принципе не могут существовать друг без друга. Познание — это целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта во имя получения знания. Нет сомнения в том, что знание по своей природе — это человеческий феномен. Оно всегда принадлежит субъективному миру индивида. Но в нем в идеальной форме содержится объективный мир. Правда, субъект может быть и объектом для самого себя, то есть он может сознавать свою собственную способность к познанию.

Субъект и объект противостоят друг другу как познание (постижение) и познаваемое (постигаемое). Познание происходит в силу того, что субъект вторгается в сферу объекта и как бы переносит его на свою собственную орбиту, при этом определенные моменты объекта отображаются в субъекте. Следовательно, сама познавательная деятельность и ее результаты содержат в себе и субъективное (то, что зависит от субъекта), и объективное (то, что определяется самим объектом и никак не зависит от субъекта). Фрагменты бытия, оказавшись в центре внимания познающей мысли субъекта, составляют ее объект и становятся в некотором смысле «собственностью» субъекта, вступая с ним в некие субъективно-объективные отношения. Объекты всегда противостоят субъекту как существующие в природе предметы, вещи и явления, а также внутренние и внешние взаимосвязи, которые складываются между ними. Объектом познания является и общество, общественные процессы, свойства и отношения. Нередко им становится и сам человек, находящийся в состоянии рефлексии (самосознание). Следует отметить, что в качестве объекта познания выступает не вся реальность мира, а только та его часть, с которой осознанно и заинтересованно взаимодействует субъект познания. При этом ни в коем случае нельзя отождествлять объект познания с его предметом, который является только некой частью объекта.

Предмет познания — это зафиксированные в жизненном опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенно заданной целью в конкретных условиях бытия и обстоятельствах жизни. Предмет познания указывает на нетривиальный характер формирования самого объекта. Последний должен быть сознательно и целенаправленно выявлен из множества фрагментов объективного бытия и представлен в форме конкретной познавательной задачи. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, включенного в научное или какое-либо другое исследование. Так, например, объектом познания в анатомии и физиологии являются все живые организмы, в то время как предмет первой составляет их строение, а второй — их функционирование. Следовательно, объект познания входит в науку через конкретный предмет исследования. Короче говоря, предмет познания — это определенное видение проблемы исследования и понимание объекта познания. Таким образом, под предметом познания понимают абсолютно все, о чем можно мыслить или высказывать суждения.

Субъект познания имеет социальную природу. В широком смысле слова субъект есть само общество. Последнее рассматривается как своего рода «общественный человек», усвоивший достижения материальной и духовной культуры. Субъектом познания может быть коллектив ученых, социальная группа и т.п. Как универсальный познающий субъект общество объединяет субъекты всех уровней и видов, поколений и интересов. Но при этом оно осуществляет познание мира через индивидов — ученых, художников, мыслителей. Таким образом, субъективная сторона познания обусловлена тем, что познающий субъект -это не какая-то абстрактная личность (коллектив или общество), а конкретный исторический фактор, познавательная деятельность которого обусловлена определенными условиями развития науки, философии, общим уровнем культуры людей. То, что должно быть познано, является для субъекта, стремящегося понять объект, то есть для активного сознания, неисчерпаемым. Это обстоятельство и направляет познавательный процесс, в который включается вся субъективно-творческая деятельность человечества, но прежде всего — чувственная и рациональная ступени его научного познания. С этой точки зрения, всякое познание есть постижение субъектом всех видов и форм отношений между ним и объектом.

Определяя ведущее значение общества, нельзя недооценивать и роль отдельной творческой личности. Общество познает мир и себя в нем только через конкретных людей. В этом контексте субъект познания — сложнейшая система, компонентами которой являются отдельные личности, занятые в различных сферах духовного и материального творчества.

Субъект как единство чувственного и рационального воздействия на объект есть не что иное, как творческое начало, которое порождает естественный познавательный процесс в мире вещей, предметов и явлений. В субъектно-объектных отношениях обнаруживаются внутренние связи и зависимости между предметами и явлениями мира, что получает выражение в виде законов и закономерностей. Субъектно-объектные отношения возникают на чувственном и на рациональном уровнях познания. Процесс поиска истины на теоретическом уровне не является строго рациональным. Конечно, перед научным открытием важно рациональное воображение: создание образов и формулирование понятий.

Схематично структуру научного познания можно представить следующим образом: эмпирический факт → научный факт → наблюдение → реальный эксперимент → модельный эксперимент → научная фиксация результатов эмпирических исследований → эмпирическое обобщение с использованием теоретического знания → создание образа → формулирование гипотезы → проверка ее на опыте → создание новых понятий → выведение закона → проверка его в практике → в случае необходимости разработка новой или дополнительной гипотезы.

В подобном понимании субъектно-объектного познавательного процесса формируется и принципиально новый, культурологический тип рациональности, который выходит за рамки собственно научной рациональности. Исходя из этого, рациональность определяется уже не только фактом научности и строгой логичности, что было характерно для классического типа теоретического исследования. Необходимо учитывать личностный характер ученого, проявляющийся в познании мира и общества, факторы нравственности, этичности, эстетичности, психологичности, практичности, оценка которых осуществляется с позиций уже не только научного мышления, но и иных форм, каковыми могут быть и интуиция, и искусство, и религия. В целом существо современного культурно-исторического типа рациональности (мыслительности) можно выразить известной триединой формулой, предложенной еще античными мыслителями: «Истина, Добро, Красота». Сегодня не мешало бы добавить: и Любовь.

Таким образом, современная субъектно-объектная рациональность органично вплетена в эмпирическое (опытное) познание бытия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *