IV. Коммунизм

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Но для современного большевизма особенно характерно то обстоятельство, что он выступает под флагом коммунистической доктрины. Именно этим объясняется его стремление подавить человеческую личность, обесправить ее и лишить ее всякой хозяйственной самостоятельности. «Идея» коммунизма состоит: 1. в том, чтобы погасить личную инициативу в хозяйстве и заменить ее организационным распоряжениемидущим из центра; 2. в том, чтобы погасить в душах личную заинтересованность в труде и его продуктивности и заменить ее революционным пафосом принудительного сотрудничества; и наконец, 3. в том, чтобы заменить буржуазную свободу неравных людей — равенством бесправных наймитов.

1. Коммунист не верит в личную инициативу, но верит во всемогущество централизованной бюрократии. Он считает, что творческая интуиция единоличного хозяина вредна в хозяйстве; что она растрачивает силы в ненужной и вредной конкуренции и ведет к анархии производства и рынка, к кризисам, безработице, голоду и так далее. Государственный центр якобы может лучше предвидеть, руководить и строить народное хозяйство.

Опровергнуть это ложное гибельное воззрение может по-настоящему только жизненный опыт, который и будет извлечен человечеством из русской революции.

Нам достаточно здесь установить, что эта ложная идея весьма распространена в современном человечестве, и что всюду, где народы увлекаются всяческой «социализацией», «муниципализацией» и «национализацией», подавляя частную инициативу, передавая городам, общинам или государству хозяйственную монополию и безоглядно ее расширяя, — они уже идут по пути коммунистов. По-видимому, всякая будущая война будет содействовать этой тенденции, ибо она будет вызывать к жизни нечто вроде осадного положения или «военного социализма», т. е. судорожного подчинения всего хозяйства и всей жизни страны государственно-военному распоряжению.

2. Идея коммунистов — погасить личную заинтересованность человеческой души в том, что она делает и что она производит, — обнаруживает с наибольшей наглядностью извращенность и притязательность всего их замысла. Пока человек ведет земную жизнь — он таит в себе личный инстинкт самосохранения и потому руководится личной заинтересованностью. Физический голод и половой инстинкт суть состояния, испытываемые индивидуально; и никакие коммунистические попытки закрыть себе на это глаза или игнорировать это — не будут иметь успеха. Напрасны все их притязания — переплавить или перестроить человеческие инстинкты; природа, «изгнанная в дверь, ломится в окно»; а коммунисты не «боги», властные над природой.

Опровергнуть это ложное и гибельное воззрение может только жизненный опыт, который и будет извлечен человечеством из русской революции. Нам же достаточно здесь установить, что эта извращенность и претенциозность характерны вообще для современного рассудочного и полуобразованного человека. Успешно завоевывая природу, побеждая ее своими изобретениями и заставляя ее служить себе (машины!), современный человек не постиг еще, что человеческая душа есть создание сложное, иррациональное и своеобразно-закономерное, что она имеет свою природу, над которой человеческий рассудок не властен; и что попирать законы этой природы нельзя безнаказанно.

За коммунистами идут люди, отравленные рассудочным полуобразованием; и понятно, что этот яд, разливающийся по свету, содействует распространению коммунизма.

3. Идея равенства бесправных наймитов порождена в основе своей — завистью. Сила зависти есть главная сила и страсть, на которую коммунисты рассчитывают и к которой они неустанно обращаются. Их тактика в России и во всем мире состоит в том, чтобы натравливать низшего на высшего, необразованного на образованного, подчиненного на начальника, бедного на богатого, бездарного на даровитого, младшего на старшего, детей на родителей. И всюду, где они работают, они сеют зависть, чтобы пожать разрушение и кровь.

Что есть зависть?

Зависть есть уязвленное самочувствие низшего. Это есть ненависть лишенного к обладающему; злоба на чужое преимущество; жажда отнять у другого это преимущество и присвоить его себе. Зависть есть разновидность ненависти; и удовлетворение свое она находит или в разрушении чужого преимущества (красоты, богатства или самой жизни — пусть совсем не будет лучшего и высшего!..), или же в отнятии и присвоении его. Вот почему зависть всегда ведет к нападению — или открытому (обливание лица серной кислотою, ограбление, поджог, погром, убийство, гражданская война), или прикровенному (интрига, клевета). Зависть вообще не строит и не творит, — она разрушает. Из двух возможностей — 1) примириться с чужим преимуществом или 2) отнять его ценою разрушения — она, не колеблясь, всегда выбирает второе.

Россия рухнула в большевизме от накопившихся в ней запасов зависти, которую большевикам удалось разжечь и разнуздать. Третий интернационал есть прежде всего штаб мировой зависти: ее средоточие, ее распространение, ее углубление; его победа будет ее победа; победа той самой зависти, которая однажды привела сатану к отпадению и подняла руку Каина на Авеля. Ныне во всех странах агенты его, пользуясь трудностями частно правового хозяйства, основанного на собственности, и остротою социального вопроса, — пытаются разжечь и сорганизовать массовую зависть для повсеместного переворота и захвата власти в свои руки. И люди самых различных партий и народов, не видя опасности, играют в ту же игру, рассчитывая разыграть ее в свою пользу и не понимая, что они, как неумелые дилетанты или подмастерья, будут вытеснены, покорены и раздавлены великим мастером зависти.

Две тысячи лет тому назад миру было даровано божественное противоядие. могущее побороть зависть как начало мировой гибели. Ныне это противоядие живо лишь в немногих душах. За последний век яд зависти осознал себя, стал «научной» теорией (марксизм), подорвал в душах понимание частной собственности, ослепил людей несбыточной и вредной утопией равенства и сорганизовал миллионы людей вокруг идеи социализма.

Социализм есть идея разрушительная и демагогическая, но волевая и революционная. Однако по мере того как руководители социалистического движения за последние десятилетия переходили от митингового фразерства к реальному политическому строительству, они убеждались в малой жизненности этой идеи и в чрезвычайных затруднениях, связанных с ее осуществлением. Они стали или открыто уходить из социалистических рядов, или же усваивать точку зрения выжидательную, мирную, эволюционную. К сожалению, у большинства из них не хватало и не хватает мужества дать отбои и разъяснить социалистически настроенным и революционно взбудораженным массам — общее заблуждение и пережитое разочарование. И вот, ныне на смену им идут большевики-коммунисты. Волевая идея революционного социализма, поколебленная в среде международной социал-демократии, оживает во всей своей фанатичности и агрессивности у коммунистов, и может приити час, когда демагогический напор коммунистов заставит социал-демократов или самим всерьез приняться за проведение в жизнь их вредной утопии, или же уступить свое место волевым и безоглядным коммунистам.

Чтобы искренно верить в социализм (или коммунизм), нужно соединять в своей душе целый ряд условий. Однако для этого совсем не надо быть непременно «злым» или «порочным» человеком, как думают иные, для этого безусловно необходима лишь своеобразная слепота, — слепота жизненная, умственная и моральная. На этой слепоте строит свой успех не только социализм, но и коммунизм. Эта слепота не видит, во-первых, живого человеческого инстинкта, который может творить и напрягаться только тогда, если он свободно (т. е. по собственному возбуждению), доверчиво и цельно вкладывается в труд, во внешние вещи и в хозяйственные процессы, и который поэтому нуждается в личной свободе и в частной собственности. Во-вторых, эта слепота не видит живого человеческого духа во всей его нематериальности, силе и самоценности и слепо верит в силу материального интереса и в «святость» классовой борьбы. В-третьих, эта слепота не видит живого человеческого своеобразия и разнообразия, воображая, будто все люди на самом деле равны, и ошибочно смешивая справедливость с равенством: поэтому она требует всеобщего уравнения во всеобщем бесправии или еще хуже — требует нового неравенства, обратного тому, которое существовало доселе. Все это вместе предполагает в человеке слабое развитие духовного и личного начала, склонность к упрощенному пониманию мира и человека, и главное — неразвитую силу суждения. Социалисты и коммунисты суть в своем огромном большинстве упростители, которые стремятся упростить чужую личную жизнь и весь общественный строй по образу и подобию их собственной души: они мыслят отвлеченными и в то же время элементарными и плоскими понятиями; но за этим упрощенным и упрощающим мышлением живет — особенно в коммунистах — волевой заряд, переходящий в упрямство или даже в фанатизм, и властолюбие, готовое не останавливаться перед любыми средствами. Чем больше в мире таких полуобразованныхно волевых плоскодумов, тем больше шансов на распространение имеет коммунизм. К сожалению, современное полуобразование и современный социализм выдвигают таких людей во множестве; и так возникает та общественная, хозяйственно-психологическая каверна, в которую свободно и беспрепятственно вливается яд большевизма.

Вот почему коммунистический яд так опасен для современною человечества.

Опубликовано Рубрики Яд большевизма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *