Пьетро Помпонацци: у истоков культурно-исторической методологии

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Под конец своего трактата «О бессмертии души» Помпонацци пишет уже не о деятельном и страдательном уме, а об уме созерцательном, деятельном и практическом. Указанная система координат, скорее всего, задана этическими работами Аристотеля. Но Помпонацци здесь, как и в других случаях, предлагает собственную трактовку и решение проблемы.

Практический разум, отмечает Помпонацци, будучи механическим, является низшим из всех видов разума. Ему причастны не только люди, но и животные, сооружающие себе жилища, а среди людей, прежде всего, женщины, которые ткут, прядут и пр. Мужчинам тоже присущ такой разум, пишет Помпонацци, имея в виду ремесленников, но в таком случае человек исполняет лишь одну работу, иначе ни в чем не преуспеет.

Таким образом, применительно к практическому уму не все люди добиваются успехов. И то же касается, согласно Помпонацци, ума созерцательного, связанного со знанием первых начал. Будучи всеобщим, такое знание не всем доступно. В результате Помпонацци противопоставляет двум указанным разновидностям ум деятельный, благодаря которому люди различают добро и зло.

«Не все могут обладать равным совершенством, — подчеркивает он, — но одним оно дано в большей, другим в меньшей мере. <…> Но есть у людей нечто, общее им всем или почти всем. Иначе они не были бы частями одного рода, стремящегося к единому общему благу…». И далее он продолжает: «Деятельный же ум поистине подобает человеку. И всякий человек, если он не убогий, вполне может в совершенстве следовать ему. <…> Ведь человек именуется хорошим и дурным соответственно его добродетелям и порокам. А хороший метафизик не называется хорошим человеком, но хорошим метафизиком; и хороший домостроитель не называется хорошим в абсолютном смысле, но хорошим строителем. Вот почему человек не будет считать себя оскорбленным, если его н

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *