ТЕМЫ ВОПРОСОВ ПО ФИЛОСОФИИ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Либерализм и демократия

Демократия, как свидетельствует ее история, — одна из двух древнейших политических форм. Другая, такая же древняя форма, как известно, — монархия. Не углубляясь здесь в проблемы их конкуренции, отмечу лишь, что идеология и той, и другой эволюционировала почти параллельно. Нам известны и подлинно народные (в Афинах) формы демократии, и аристократические (в Риме), и тоталитарные (в древней Спарте), и демократии классовых диктатур (буржуазной и пролетарской), и партийной (в советский период) и т.д. и т.п. Все они — и это тоже хорошо известно — отжили свой век. Осталась лишь одна жизнеспособная идеология демократического процесса — либеральная. Разумеется, существуют и демохристианские, и социалистические, и «рабочие» (лейбористские), и республиканские разновидности идеологии, по существу, — неолиберальные. Все они зиждутся на либеральной основе.

Показательно при этом, что ни консерватизм, ни какой-либо центризм или не могут построить подлинно демократический режим, или создают его квазидемократические, а то и просто авторитарные формы. Тогда демократия превращается в некий миф.

Неприязненное и даже враждебное отношение к либерализму и демократии не ново в истории, но вызвано оно не их кажущимися или реальными дефектами, а их некорректным воплощением неискушенными, а может быть, и недоброжелательно настроенными идеологами и политиками. Выход из кризиса в новое глобальное будущее, однако, императивен: это — интернационализация демократических процессов и либеральных идеологических форм.

Распространено мнение, что оба эти начала — идеология и соответствующий политический режим — не свойственны России или что она к ним не подготовлена. Но, рассуждая таким образом, можно сказать, что Россия не подготовлена для езды на автомобилях, пользования горячим водоснабжением и вообще всем, чем угодно, что присуще современной цивилизации. Отношение к демократии, либерализму и другим прогрессивным политическим началам весьма напоминает известную историю с освоением картофеля в XVII в.: люди его не знали, не умели им пользоваться и не желали его употреблять («картофельные бунты»), а затем, как мы знаем, картофель стал «вторым хлебом» в России и в других странах Европы. Разумеется, любое зерно должно быть брошено в обработанную почву. Естественно, что следует не отбрасывать зерна, а готовить для них почву, иначе можно остаться и без урожая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *