1. Вечный космос и его история
Как мы можем построить свою речь о вечном космосе? Речь о вечном космосе должна быть последовательной; но по какой же оси будет отсчитываться последовательность описаний и силлогизмов? Если космос Плотина вечен, или по крайней мере всевременен, если возник он одномоментно — значит, мы не имеем никакого права вводить в наше повествование историчность, не можем двигаться от первичных энергий к живым существам и душам, не можем двигаться и наоборот, ибо в этом космосе нет ни прогресса, ни регресса. Мы не можем также, поскольку космос не есть представление, продвигаться от априорных понятий к чувственным представлениям, не можем говорить о том, что Бог сделал сначала одно, а потом другое, если не хотим породить еще один текст, который будет не объяснять, а требовать объяснений. Тем не менее, сама речь исторична; там, где есть речь, есть и последовательность, и, как мы увидим ниже, история. Поэтому я еще раз задаюсь вопросом: как возможна речь о вечном космосе? — Либо как анализ, т. е. выделение из уже данного целого начал, либо как описание, т. е. речь, в которой последовательность имеет лишь субъективное значение. И тот, и другой вид речи хорошо представлены в трактатах Плотина о космосе. Однако понять — значит сконструировать, т. е. уметь мысленно воспроизвести порождающее вещь движение, т. е. построить предмет так, как его строит природа или Бог: такова диалектика — в независимости от того, эллинистическая она или новоевропейская, и Плотин, насколько он был диалектиком, стремился к тому же (образ диалектика-мастерового см.: Тимей, 69а-b). Итак, следует искать способ построить вечный космос. Читать далее «Душа и космос»