Самоутверждение человека.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Самоутверждение человека как индивидуальности является главным условием развития всего человечества. Поэт-мыслитель Г. Гейне (1797-1856) увидел в индивидуальности человека «целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним…» [9]. Русский философ Н.А. Бердяев говорил: «Познай самого себя и через это познаешь весь мир». Он утверждал, что человек — это микрокосм, высшая, царственная ступень иерархии природы как живого организма. Он ответственен за весь строй природы, и то, что в нем совершается, неизбежно отражается на ней. Человек одухотворяет природу своей творческой свободой и сковывает ее своим рабством и падением в материальную необходимость. Отсюда философ делает следующий вывод: «Человек — малая Вселенная, микрокосм — вот основная истина познания человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания» [10]. Н.А. Бердяев говорит о человеке вообще, но подчеркивает, что каждый индивид как личность всегда проявляется самобытно.

Человек развивается согласно заложенной в нем родовой программе, при этом он постоянно стремится к поддержанию уравновешенности с окружающей средой. Это мнение широко представлено в марксистской философии: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей…» [11]. Сам факт рождения человека дает ему индивидуальное бытие лишь как природному существу. Человеком же в полном смысле слова, то есть личностью и индивидуальностью, он становится в процессе своей жизни и деятельности. При этом в его организме изначально (генетически) заложены уникальные человеческие свойства. Говоря строго научно, в человеческом индивиде уже на организменном уровне нет ни абсолютно биологического, ни чисто социального начала. И то и другое развивается в нем в диалектическом единстве.

Итак, биологическое и социальное в индивидуальности -это не автономные и независимые друг от друга качества человека. В нем нет свойств, которые однозначно определялись бы, например, только биологическими особенностями его организма, безотносительно к той социальной среде, в которой он растет, развивается и как личность, и как индивидуальность. Индивидуальная жизнь человека детерминируется системой объективных, прежде всего природных, условий и обстоятельств, в которую включены биологические, физиологические, психические параметры и, в не меньшей степени, социальные факторы. Причем все так называемые природные составляющие этой единой системы становления человеческой индивидуальности играют роль лишь предварительных обстоятельств, а иногда -движущих сил ее саморазвития. Индивид способен кристаллизовывать в себе все, что накопило человечество в процессе исторического созидания второй природы — культуры. Такая кристаллизация осуществляется не без опоры на индивидуальную наследственность, но обязательно под воздействием конкретных социальных условий.

Здесь важно рассмотреть несколько принципиальных обстоятельств, влияющих на развитие человеческой индивидуальности в наше время. Во-первых, современные культура, образование, наука, техника, медицина ускоряют и усиливают свое воздействие на сам процесс становления и развития характера индивида. Во-вторых, включенность каждого человека в этот объективный процесс инициирует развитие индивидуальности по древнекитайскому принципу «у-вэй». Академик РАН B.C. Степин (род. 1934), современный философ, считает, что суть данного принципа определяется тем, что именно он направляет и ориентирует «человека на такое вписывание в социальную среду, при котором свобода и самореализация личности достигаются в основном в сфере самоизменения, но не изменения сложившихся социальных структур» [12]. А это, по существу, означает, что человеческая личность проявляется как самобытная и самодостаточная индивидуальность только в результате собственных волевых, умственных и иных акций, воздействующих на конкретную жизненную среду. Она может и должна уметь возвышаться над обстоятельствами.

Человеческая индивидуальность, вступающая в объективные взаимосвязи и субъективные отношения, — это результат сложных «взаимоналожений» космических, земных, общественных и личных энергетических воздействий. Жизнь неразрывно связана с космическими процессами (ритмами) и естественными усложнениями всех видов материи. Причем человеческая жизнь представляет собой особо качественное проявление всеобщего движения материи. Можно смело утверждать, что появление человека на Земле стало наивысшим результатом беспрестанного эволюционного движения живого вида материи и, вместе с тем, началом новой эволюции — историко-культурного развития. Однако следует обратить внимание на следующий парадокс: человек до сих пор не может найти соответствующего его возможностям места в Мироздании. «С чисто позитивистской точки зрения, человек, — считал Тейяр де Шарден (1881-1955), видный французский ученый-палеонтолог, археолог, философ, — самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсума наука, действительно, еще не нашла ему места. Физике удалось временно очертить мир атома. Биология сумела навести некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антропология в свою очередь кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объединении всех этих черт портрет явно не соответствует действительности» [13]. Человек, по Тейяру, — это не завершение эволюции природы, а ключ к постоянно углубляющемуся пониманию ее. При этом познавать и оценивать мир через самого человека возможно только с философских позиций.

До появления на Земле человека, с его удивительной способностью к творческому мышлению и активному созиданию, все в мире было как бы размыто, разобщено. И это разобщение постоянно усиливалось. Человек же посредством своей научнотворческой, практически-созидательной деятельности начал осуществлять высший синтез всего существующего в мире. Он создал принципиально новую область бытия — сферу духа, которую Тейяр де Шарден по аналогии со стадиями геохимического развития Земли — барисферой, литосферой, биосферой -назвал ноосферой, или мыслящим пластом нашей планеты. Ученый представил ноосферу как результат естественного процесса гоминизации (от лат. homo — человек) на Земле и в Космосе. Гоминизация, по его словам, есть фантастическое зрелище коллективной рефлексии (критического самоанализа) человечества. «Земля не только покрывается миллиардами крупинок мысли, но опутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально существующую обширную крупинку мысли в космическом масштабе» [14].

Итак, при философском осмыслении проблемы человека наиболее существенным считается то, что под влиянием творческой мысли и созидательной деятельности биосфера переходит в новое состояние — ноосферу. В этой связи очень важно учитывать и предположение В.И. Вернадского о некой «встроенности человечества» и его культурно-исторического бытия в общекосмическую и планетарную организацию жизни в целом.

Собственно, именно в этом зримо проявляется уникальность феноменального единства человечества, целостности Космоса, функционирования живой природы на Земле, общества людей и самостоятельной жизнедеятельности отдельных индивидов. Человечество — это триумф земной жизни как феномена упорядоченной целостности. Об этом прекрасно сказал известный французский философ А. Бергсон (1859-1941): «С нашей точки зрения, жизнь в ее целом является как бы огромной волной, которая распространяется от центра и которая почти на всей окружности останавливается и превращается в колебание на месте: в одной только точке препятствие было побеждено, толчок прошел свободно. Этой свободой и отмечена человеческая форма» [15]. В основе всего мыслитель видел творческий порыв, развертывание жизненного процесса, поток качественных непрерывных изменений человека вообще и его индивидуального творения. Осмысливаемый философией индивидуальный творческий процесс жизни, считает Бергсон, представляет собой жизненное пространство человеческой индивидуальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *