Эмпирическое познание позволяет устанавливать научные факты и производить их субъективную первичную обработку. Это исходный момент общего познавательного процесса, в котором исключительно важную роль играют чувства. Только посредством органов чувств человек объективно связан с внешним миром. Именно они дают первичное непосредственное знание о предметах, вещах, явлениях природного мира и их свойствах. Гносеологи к основным формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление.
Ощущение — это отображение отдельных свойств предметов и вещей объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств. Это получение элементарного знания, психологически неразложимое, не имеющее структуры познавательное явление. Именно в ощущении отображаются такие качества, как: красное, горячее, громкое, тяжелое, сладкое, вибрационное и т.д.
Информационная пропускная способность органов чувств человека представлена следующей последовательностью: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. При этом ведущую роль в чувственном познании действительности играют зрительные ощущения. Человеческий глаз работает подобно сканирующему лучу, совершая мельчайшие движения, в результате чего объект прочерчивается вдоль и поперек. Глаза человека способны различать до 2000 цветов и оттенков.
Органы чувств как средства начального познания сформировались в результате непосредственного практического взаимодействия человека с природой. Так, развитие руки, способствуя усложнению познавательной деятельности людей, стимулировало появление у них первоначально жестов, затем членораздельной речи, что в конечном итоге привело к развитию мышления. Формирование органов чувств людей зависело не только от их биологической природы, но и от их социальной потребности. По этому поводу Ф. Энгельс писал: «Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определяющими признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна обладает в самой примитивной, грубой, зачаточной форме, вырабатывалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду» [17]. Все это свидетельствует о том, что образы и представления, созданные в результате ощущений, не отделимы от характера познавательной совместной деятельности людей. Они всегда несут на себе отпечаток социальных пристрастий человека.
Восприятие отражает целостный чувственно-конкретный, структурированный образ. Оно возникает на базе комплекса ощущений: зрительных, осязательных и иных элементов чувственного образа. На синтетический характер восприятия мира оказывает воздействие и жизненный опыт человека, и окружающая социальная среда. Восприятие не только избирательно, но и конструктивно. Оно представляет собой мыслящее созерцание, когда вещи и явления внешнего мира оцениваются внутренним взором.
В результате ощущения и восприятия внешних форм предметов и вещей природы, а главное — сохранения их в памяти, появляется новый познавательный образ чувственного типа -представление. Представления существуют в двух видах: в воспоминании и воображении. Без воспоминания невозможно никакое узнавание. Г. Гегель писал: «…Так называемое воспоминание в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является общим, под представление, имеющее то же самое содержание» [18]. Представление — это промежуточное звено между восприятием и мышлением.
Таким образом, чувственные формы познания уже соотносятся с сознанием. Ощущения и восприятия оставляют глубокий след в сознании, суть которого состоит в способности воспроизводиться в образах предметов и вещей, воздействующих на человека в данный момент. Но всегда ли ощущения и восприятия достигают уровня сознания? Нет, далеко не всегда. Когда человек погружен в свои размышления, он не держит одномоментно в фокусе своего внимания все многообразие воздействующих на него предметов, вещей и явлений. События и процессы, которые человек ощущает подсознательно, нередко ориентируют его в жизненном потоке событий, хотя на них он и не фиксирует специально свое познавательное внимание. Осмыслить же все это, более того, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений с помощью органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального (умственного) познания, которое сочетается с эмпирическим.
Несомненно, более высоким уровнем познания по сравнению с чувственным считается опытный, или эмпирический. Такое познание может быть не только непосредственным, но и опосредованным (с использованием различных приборов и т.п.). Эмпирический уровень позволяет вести описание опыта, то есть предполагает специальное создание источников познания в виде строгих научных документов: протоколов, схем, актов и т.д. Исторически первым способом опытного познания и объяснения мира стало целенаправленное наблюдение за предметами, вещами и явлениями природы. Характерным примером такого научного познания мира можно считать систематические наблюдения за небом, за животными и растениями, за человеком, его организмом. Полученные знания стали результатом целевых астрономических, биологических, медицинских и иных видов наблюдений. Они базируются на возможностях чувственного восприятия предметов наблюдения с помощью приборов, инструментов, роль которых в познании непрерывно возрастает.
Такие целенаправленные наблюдения отличаются от обычного созерцания неким избирательным характером. Возникшие у ученого-исследователя предварительные идеи и гипотезы нацеливают его на то, что и как наблюдать, какого рода изменения отслеживать. Кроме того, он определяет технические средства, необходимые для получения достоверных результатов. Научно-техническая оснащенность познавательного наблюдения постоянно усложняется, но его суть сохранилась со времен Галилея (1564-1642).
Важным методом научных опытов является способ изменения условий, в которых обычно находится исследуемый предмет. Но для таких экспериментов необходимы жесткая контролируемость изменяемых условий, возможность точного измерения параметров изучаемых процессов и качественное использование при этом приборов и инструментов. В ходе научных опытов обязательным является самое точное, подробнейшее описание (протоколирование) всех замеченных изменений в виде графиков, рисунков, символов, математических или химических формул и т.д.
В настоящее время существует немало типов технического дооснащения научно-чувственного наблюдения в познании мира вещей и явлений. Ниже приведена их краткая характеристика.
- Измерительные приборы типа линейки, весов, спидометра, амперметра, радиометра и т.п., которые помогают исследователю установить количественные параметры в изучаемых объектах.
- Приборы, назначением которых является улучшение восприятия невидимых и плохо ощущаемых органами чувств предметов, вещей и явлений природы (микроскоп, телескоп и т.д.).
- Приборы, которые позволяют анализировать внутреннюю структуру и функции исследуемых явлений, процессов (осциллограф, электрокардиограф, хронометр, хроматограф и т.д.).
В принципе абсолютно все технические приборы и устройства самых разных типов необходимы ученым для создания современных сложнейших комбинаций и комплексных установок для наблюдения, чтобы не только глубже проникать в тайны природы, но и проверять достоверность теоретических предположений и выводов. Поэтому перед учеными стоит задача проведения лабораторных научных опытов и экспериментов с последующим эмпирическим обобщением.
В естественных условиях наблюдения за объектом познания нельзя не учитывать, что он подвергается воздействию множества неожиданных и случайных факторов. Эксперименты же позволяют от них избавляться, дифференцированно оценивая роль и значение единичных факторов при исследовании конкретного объекта. Немаловажно, что при необходимости эксперименты можно многократно повторять, тем самым добиваясь повышения объективности полученной информации (новых знаний) на достаточно большом количестве данных, устраняющих случайности. Все известные приемы научных наблюдений за предметами и явлениями природы, а также опытноэкспериментальные методы и средства добывания и проверки данных нуждаются в осмыслении и описании. Результаты научных наблюдений, но особенно данные, полученные в ходе опытно-экспериментальных акций, стимулируют рациональную (теоретическую) их интерпретацию, что способствует рождению новых смелых гипотез и теорий. А это уже качественно иной уровень познания мира — рассудочный, на котором формируются новые научные картины мира.
Действительно, в результате опытно-экспериментального познания человек не может формировать образы и, тем более, понятия о сущностях познаваемых объектов. Эту познавательную ограниченность опытно-экспериментального познания человечество преодолевает с помощью рассудочного познания. Такое познание опирается исключительно на логику, а следовательно, носит опосредованный характер. Речь идет о новом уровне познания, на котором идет размышление о предметах, вещах и явлениях мира с целью установления всеобщей связи между ними. В данном случае это уже логические, а порой интуитивные моменты в познании, которые непосредственно не связаны с предметами и вещами. Логика и интуиция в познании как чисто антропоморфные явления впервые были философски осмыслены древними греками, в частности софистами, Сократом, Платоном и Аристотелем. Несколько позже они были проанализированы Эпикуром, определившим понятие интуиции.
Античные философы отдавали себе отчет в том, что в основе всех практических действий людей лежит не столько их физическая способность к созидательному труду, сколько умение мыслить логично. Из всех форм мышления логическую они считали наиболее продуктивной в том смысле, что именно на ее основе с самого начала предметной деятельности человека были выработаны научные знания, а в дальнейшем созданы все материальные (прежде всего инструментальные) ценности как средства самоутверждения и выживания человечества. Таким образом, античные философы сформулировали новое понятие в сфере познания, а именно: искусство мыслить по строгим правилам и законам. На этой основе люди научились познавать, понимать и объяснять мир природы, а также тайны общественной жизни.
При всей важности гносеологического и методологического прояснения роли и значения эмпирического познания отделить его от теоретического в принципе невозможно. В этом отношении интересно осмысление соотношения опытного и теоретического уровней исследований, предпринятое А. Эйнштейном. Он, в частности, писал: «С принципиальной точки зрения желание строить теорию только на наблюдаемых величинах совершенно нелепо. Потому что в действительности все ведь обстоит как раз наоборот. Только теория решает, что именно можно наблюдать. Видите ли, наблюдение, вообще говоря, есть очень сложная система. Подлежащий наблюдению процесс вызывает определенные изменения в нашей измерительной аппаратуре. Как следствие, в этой аппаратуре развертываются дальнейшие процессы, которые, в конце концов, косвенным путем воздействуют на чувственное восприятие и на фиксацию результата в нашем сознании» [19]. Из этого следует, что от исследователя скрываются не только не видимые глазом атомы объективного мира, но и мир общих идей или теорий, если они выражены в форме, допустим, дифференциальных уравнений, смысл которых тоже скрыт за ширмой «видимости». Отсюда вытекает необходимость прояснения философского смысла теоретической формы познания мира.