Виды и формы существования материи (движение, пространство и время, информация) представляют собой исходные категории многих философских систем, позволяющие осмысливать бытие природы, общества и человека.
Вместе с тем философы-идеалисты неоднократно настаивали на том, что само понятие «материя» устарело, и пытались его «научно» опровергнуть. Однако сами они в своих же философских рассуждениях постоянно пользуются этим понятием. Действительно, практически все признают, что материя — это реальность, которая существует объективно, представляя многообразные виды и формы собственного бытия. Неправомерно, кстати, и категорическое утверждение материалистов об абсолютной первичности материи. Между материей и сознанием (духовностью), скорее всего, существует диалектическое взаимоотношение. В одних случаях первична материя, в других же — сознание (в жизни и деятельности людей). Материя существует как бесконечное разнообразие не только предметов, вещей, явлений, качественно и количественно отличающихся друг от друга, но и связей, отношений, которые складываются между ними. Отсюда образуются группы родственных по свойствам объектов, которые называются видами объективной единой материи.
Некоторые философы, представители естественных наук полагали, что материально только то, что вещественно и может восприниматься органами чувств. Однако доказано, что в мире есть много таких видов материи, которые объективны по сути, но не поддаются непосредственному восприятию. Речь идет, в частности, о полях, плазме, общественных отношениях и т.д. Все это — виды материи, поскольку они являются объективной реальностью и так или иначе выражаются понятием «материя», но сами по себе они его не составляют. Немецкий философ-материалист Ф. Энгельс рассматривает понятие материи как продукт человеческого мозга, идеальный продукт или как некую абстракцию. В «Диалектике природы» он писал’ «Материя как таковая — это чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т.д. — млекопитающее как таковое» [5].
Предельно широкое определение материи, данное Ф. Энгельсом в философском плане, выполняет и важную научно-методологическую роль, понуждая мыслить некую материю обобщенно и безотносительно к открытию новых, пока еще неизвестных ей свойств, видов и форм типа полей, плазмы и т.д. Человеческое сознание всегда поражало бесконечное многообразие предметов, вещей, явлений, процессов, свойств, отношений, которые преследуют его в течение всей жизни. Эта бесконечность не только необычна сама по себе, но и логически непредсказуема: ее можно принять на веру и затем только положить в основу дальнейших рассуждений о бытии вообще. Мыслителям далекого прошлого нужно было совершить поистине умственный подвиг, чтобы увидеть в бесконечном многообразии вещей и явлений существование некой общности и оценить ее. Именно эту постоянно сохраняющуюся в природе общность вещей, предметов и явлений они называли материей. Такое философское рассмотрение мира во всем его многообразии и единстве создало мыслительное поле и определенным образом нацелило на дальнейшие раздумья.
Материя, согласно понятийному аппарату Энгельса, обязательно находится в постоянном движении и существует вечно в пространстве и времени: «…Основные формы всякого бытия суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства». «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи» [6]. Эти философские размышления Ф. Энгельса о материи подтверждают данные современной науки. Последняя, кстати, открывает все новые и новые формы существования различных видов материи в пространстве, времени и информации.
Все вышесказанное позволяет заключить: материя — это объективная реальность, существующая в различных видах и формах. Эта объективная реальность является только частью бытия, другая же его часть — субъективная реальность, или духовность (сознание), отражающая и выражающая отдельные виды и формы материи как идеальные представления, образы, понятия, теории, законы, концепции о вещах и явлениях, внутренних связях и отношениях, складывающихся между ними.
Согласно марксистской философии, материя сама по себе и ее атрибуты никогда не возникали, они были всегда; в этом смысле материя вечна, ибо никогда не имела начального этапа развития, за которым следовали бы другие. Но все виды и формы материи вечными не являются — они постоянно возникают и исчезают. Ф. Энгельс, исследуя характер развития материи, писал, что именно она «…во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле высший цвет — мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте в другое время». И далее: «…Материя в своем вечном круговороте движется согласно законам, которые на определенной ступени — то тут, то там с необходимостью порождают в органических существах мыслящий дух» [7]. Иными словами, бытие — материя и сознание (мыслящий дух) — это не ощущение, а категориально осознаваемая реальность. Пространство и время, информация и энергия, жизнь и разум — это не формы чувственной реальности, а категории логического мышления.
Таким образом, любая форма понятийного мышления признает, что материя и мыслящий дух (сознание) по отношению к бытию не имеют начала — они вечны. И хотя понятие «материя» действительно имеет огромное множество значений как естественнонаучное свойство бытия, оно выступает прежде всего как наиболее общая, фундаментальная категория философии, в которой отображается материальное единство мира. Наиболее развернутое и в то же время относительно лаконичное философское определение материи дал В.И. Ленин: «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [8].
На этой основе возникли новые концепции физического понимания материи: выяснилось, например, что и атом сложно структурирован. Он состоит из множества элементарных частиц. На смену первым открытым частицам — электрону, протону, нейтрону — пришли еще более мелкие: нейтрино, позитроны, кварки, мезоны, пептоны и т.д. Сегодня физики уверенно говорят о существовании многих десятков элементарных частиц, 18 сортов кварков, 6 сортов пептонов и 12 типов полей сродни электромагнитному. Предполагается, что число различных видов элементарных частиц составляет 100 и более [9]. Более того, научно доказано, что многие из них сами имеют сложную внутреннюю структуру. В.И. Ленин сразу после открытия электрона философски отмечал, что «электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна…» [10].
Ленинское определение материи подтолкнуло философию и естествознание к совместному решению сложных вопросов познания и, прежде всего, к борьбе против старых метафизических представлений, в которых материя сводилась, как правило, к одному ее виду: вещи или предмету, исключая те процессы, которые происходят между ними. Материалисты XVIII-XIX вв., в принципе верно рассуждая о строении Солнечной системы, то есть отмечая ее вещественность, не понимали суть процессов, происходящих в ней. Если материальными являются только предметы или вещи, то все без исключения иные природные явления — такие, как поля, плазма, а также общественные процессы и т.д. — выносятся за скобки материальности. Однако философское определение материи нельзя смешивать со сложившимися естественнонаучными представлениями о структуре и свойствах материи. Последние быстро меняются в силу изменчивости самой материи.
Все изменения в представлениях о свойствах материи отнюдь не приводят к отрицанию философского определения, в котором подчеркивается, что главным ее свойством является объективность бытия. Так, представление о плазме — четвертом состоянии вещества помимо всем хорошо известных (твердого, жидкого, газообразного) — появилось относительно недавно. В отличие от вещества и поля, в плазме не обнаружены молекулы и атомы, — она содержит лишь элементарные частицы. Причем плазма как особый вид материи связана только со сверхвысокими энергиями. Тем не менее ее материальность несомненна ввиду объективного существования.
Итак, главный принцип бытия в материальном единстве мира. Причем он означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных видовых систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей существования материи, а ее общность как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.
Необходимыми формами существования различных видов материи ученые и философы исстари считали время и пространство, а теперь называют и информацию. Время указывает на некую длительность материальных процессов и последовательность их смены друг другом. Пространство — это, можно сказать, протяженность всех материальных объектов и определенный порядок их взаиморасположения. На протяжении развития философской мысли взгляды на время и пространство радикально менялись. Наиболее известны две принципиально противоположные концепции, в которых время и пространство рассматриваются либо как априорные формы человеческого сознания, либо как абсолютно объективные. С последним обстоятельством человек сталкивается постоянно: речь идет о необратимости времени. Время всегда течет в одном и том же направлении: от прошлого через настоящее к будущему. И никто не в силах изменить его ход. Именно эта однонаправленность времени никак не зависит от сознания и воли людей.
Что же касается многомерного пространства, то это есть не что иное, как плод творческого воображения, абстрактного мышления, которое позволяет судить о совокупных величинах, характеризующих не только протяженность, но и другие свойства исследуемых объектов. Впрочем, современные физические науки, изучающие элементарные частицы, ищут научные основания для констатации существования нетрехмерного пространства в микромире. Вопрос о наличии (или отсутствии) объективной связи различных видов материи с пространством и временем, а также со способом ее движения имеет огромное мировоззренческое и методологическое значение. Все про-странственно-временные отношения объективно соответствуют основным формам движения материи. Сказанное о зависимости свойств времени от свойств пространства может быть отнесено и к движению. Важнейшим атрибутом материи, единственным способом ее существования является именно движение, без которого материи нет и быть не может. Быть — значит постоянно изменяться, находиться в развитии. Иными словами, материя в целом и отдельные ее виды как материальные объекты существуют в непрерывном движении.
В философии под движением понимается всякое изменение, любой переход из одного состояния в другое. Высшей формой движения считается саморазвитие. Все это очевидно. Куда сложнее понять другое явление, отражающее неразрывную связь различных видов материи и форм их движения. С учетом научных данных своего времени Ф. Энгельс предложил следующую классификацию основных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. На этом основании он сделал заключение, что по завершении исследований классическими науками (механикой, физикой, химией, биологией, социологией) соответствующих форм движения материи на стыках этих наук будут сделаны наиважнейшие открытия. И XX век подтвердил справедливость этих предположений. Одновременно ученые открывают новые формы движения материи, прежде всего в микромире и мегамире.
Бесконечная Вселенная как в большом, так и в малом подчиняется универсальным законам, отражающим сущностные связи и отношения в мире как едином целом. В удаленных от Солнечной системы районах обнаружены новые формы движения материи, «не подчиняющиеся» законам гравитации и т.д. Поэтому ученые и философы заговорили еще об одном атрибутном свойстве существования материи — трансцендентной информации. Это уникальное свойство материи (информация) характеризует прежде всего извечную взаимосвязь между предметами, вещами и явлениями в пространстве и во времени, представляя собой некое единое коммуникационное поле для всех неорганических объектов и живых организмов. Вне информации не существуют и не могут существовать многообразные виды материи. Информационный способ существования материального бытия предполагает их объективное взаимодействие и взаимовлияние. Он служит своеобразной мерой упорядоченности, организованности вещей, предметов и явлений -как в материальном мире, так и в сфере духовной жизни людей.
Чем глубже погружаются исследователи в бытие микромира, тем дальше они уходят от привычных представлений об атомарном строении и тем ближе подходят к осознанию того факта, что информация является естественным свойством материи как объективной реальности. Разработчик нового информационного взгляда на мир бытия, академик И.И. Юзвишин в начале 90-х годов прошлого века пришел к выводу об информационном свойстве всех видов материи. Он утверждает следующее: «Все во Вселенной имеет информационно-кодовую основу и сотовую структуру. Человек является частью этой информационной основы и сотовой структуры сети пространства Вселенной. Его информационно-кодовая структура всеми своими элементами (атомами, электронами, фотонами и другими частицами) коррелирует, взаимозависит, взаимосвязана и взаимодействует с атомами, электронами, фотонами, нейтрино близлежащих слоев среды обитания человека, а также далеких сред, пространства Вселенной» [И]. Эта мысль позволяет сделать следующее заключение: информация есть всеобщее свойство материи, заключающееся в «руководстве» действиями всех ее видов. Иначе говоря, она направляет и управляет всеми процессами взаимодействия и развития в мире природы.
Огромный вклад в научную разработку концепции об информационной взаимосвязи и взаимодействии пространства и времени, об их зависимости от материи и движения внес выдающийся русский математик и мыслитель Н.И. Лобачевский (1792-1856). Ученым была выдвинута гениальная идея, согласно которой закономерности геометрии могут быть различными в разных масштабах. Он связал основные положения своей геометрии со свойствами материальных тел природы. Это открытие фактически стало мировоззренческим переворотом, подобным коперниковскому. Н.И. Лобачевский пришел к важному не только для геометрии, но и для философии выводу: свойства пространства не являются всегда и везде неизменными. Эти революционные идеи стали убедительным аргументом против априоризма И. Канта, считавшего, что истинность геометрии может быть обоснована только опытом. Открытия Н.И. Лобачевского получили свое дальнейшее развитие и конкретизацию в современной физике.
Величайшим научным достижением XX столетия стала теория относительности, созданная А. Эйнштейном (1879— 1955). Он вскрыл конкретные взаимосвязи пространства и времени с движущейся материей и друг с другом, выразив их строго математически в законах астрофизики.
Фундаментальной первоосновой бытия ученые не без основания называют информацию как всеобщее свойство Вселенной. В.И. Вернадский полагал, что практически вся совокупность предметов и явлений на земной поверхности (включая живые формы во всем их многообразии) как бы вылеплена космическими информационно-полевыми воздействиями. Развивая идеи В.И. Вернадского, ученые предложили немало научных определений и философских характеристик информации. «Она существует независимо от нас, — утверждает физик И.И. Юзвишин, — и проявляется в триедином процессе микро-, макромерных отношений и взаимодействий энергий, движения и массы в пространстве и времени» [12]. А физиолог К.В. Судаков уверяет, что «информационные процессы сложились в природе и в живых организмах много миллионов лет тому назад, задолго до того как пытливый ум человека распознал их существование. Они являются неотъемлемым атрибутом длительной эволюции живых организмов. Природа, «нащупав» однажды пользу информационных процессов для выживаемости, сохранила их на всех этапах эволюционного развития живого» [13].