Авторитет и сила отечественной философии заключаются в том, что с конца XIX века она сосредоточивала свое основное внимание на освоении и развитии диалектического материализма и материалистическом понимании истории как общего, универсального базиса философствования. Отечественная философская мысль добилась заметных успехов в развитии теории познания, философской методологии, философской антропологии и философии медицины, а также в реализации идеи союза философии и естествознания. С философского анализа космонавтики начался, по сути дела, расцвет русского космизма (или космической философии), который продолжается и поныне.
Изучение и осмысление Космоса (греч. kosmos — порядок, красота устроения мира, Вселенная) составляют две ветви рационального познания человеческой жизни и естественного порядка во Вселенной. Здесь, кстати, очень трудно обозначить ту разделяющую грань, где кончаются научные исследования Космоса и начинаются чисто философские космологические размышления о жизни. Наука (астрономия) стремится понять и объяснить существование Космоса на основе астрономических наблюдений. Одна из наиболее трудных проблем состоит в том, что рассматриваемые объекты развивались на протяжении миллионов и миллиардов лет, поэтому очень не просто наблюдать эволюцию развития и быть совершенно уверенным в том, что видишь ее. Ведь свет от ряда звезд Вселенной доходит до наблюдателя после их фактического исчезновения.
В отечественном естествознании вопрос о необходимости концептуальной разработки новой философской картины мира на основе представлений о жизни впервые поставил выдающийся русский естествоиспытатель и оригинальный мыслитель Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). Он утверждал, что в центре Мироздания находится «атом», или «бессмертное элементарное существо», которое «путешествует» от конгломерата к конгломерату, из одной части Космоса в другую. Философская концепция космизма у Л.Э. Циолковского очень абстрактна, хотя он делал математические расчеты космических кораблей, горючего, необходимого для выхода в Космос и самих космических полетов.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) стал продолжателем концепции космизма. Занимаясь исследованиями химического состава живого вещества биосферы и его роли в планетарных процессах миграции химических элементов и энергии, он впервые заявил о необходимости пересмотра мировоззренческих представлений, всей философской картины мира. Ученый полагал, что человек как космическое существо может регулировать собственные силы, а значит, свое бытие и бытие всей природы. В.И. Вернадский писал: «…В 1916 году и позже передо мною встала необходимость ясно установить мое философское мировоззрение. Ибо в это время я подошел к научным проблемам, имеющим по существу, помимо большого научного значения, не меньшую философскую значимость, — биогеохимическим процессам, к положению жизни на нашей планете, к ее влиянию на геологические, главным образом геохимические, процессы, к механизму биосферы. Благодаря изучению жизни мы подходим к огромного — не только научного — значения проблемам, к проблемам первостепенного философского интереса» [30]. Наука, вскрывая новое в природе, ломает старые философские представления о мире и жизни.
Научные концепции выдающихся философов-космистов (Н.А. Умова, Н.Г. Холодного, В.Н. Муравьева, Н.А. Сетницкого, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и многих других) сильно повлияли на развитие одной из наиболее важных философских идей античных философов — идее единства космического Разума (порядок положения и движения всех небесных тел) и разума человеческого (относительный порядок общественного существования). По мнению русских философов, необходимо изучать в единстве принципы самодвижения звезд и саморазвития человека. Отечественные философы-космисты хотели соединить заботу о большом целом — Космосе — с гуманистическими запросами высшей космической ценности — конкретного человека. Недаром центральное место в их учениях заняли темы, связанные с повышением творческой активности человека, преодолением болезней людей и общества, стремлением к бессмертию. Именно русскими учеными-космистами впервые ставятся «проблемы о космосе и человеке», разрабатывается активная, творческая эсхатология (греч. eschatos -конечный, logos — учение), смысл которой, по словам Н.А. Бердяева, заключается в том, что «конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека» [31]. Философия космизма демонстрирует рост интереса к естественнонаучному свободомыслию.
История русской философии продолжалась и в советский период: рождались новые идеи, развивались оригинальные философские школы. Высоко ценил и эффективно развивал философскую мысль один из основоположников новой науки биогеохимии В.И. Вернадский. Выше мы уже говорили о том, что он признавал большое влияние философии на развитие всего естествознания. В развитии новой философской мысли ученых он видел фактор становления ноосферы — принципиально иной стадии развития человечества, на которой интеллектуальная деятельность приобретает планетарное значение. Философии и философским проблемам естествознания посвящены такие работы ученого, как «Философские мысли натуралиста» (М., 1988), «Избранные труды по истории науки» (М., 1981), «Труды по всеобщей истории науки» (М., 1988).
Отметим, что с термином «ноосфера» по сей день не так-то просто разобраться. Его однозначное научное толкование пока отсутствует. Сегодня ноосферой считают ту часть биосферы, которая оказалась под контролем разума человечества. Из этого положения некоторые современные отечественные философы делают вывод, что переход биосферы в ноосферу будет означать постепенное освоение человеком биосферы Земли. Однако подобная трансформация данного понятия не может считаться правомерной. Ноосфера Вернадского — это особое состояние земной биосферы, при котором разум направляет ее развитие в интересах человека и его будущего.
Безусловно, научно-философское осмысление проблемы разумности Мироздания и рассмотрение жизни человека в нем — это две большие, самостоятельные темы. Правда, в истории философской мысли они иногда рассматривались в единстве. Примером тому служат философские воззрения стоиков (начало I тысячелетия новой эры), которые полагали, что в человеческом обществе, как и в далеком Космосе, правит естественная разумная сила — Логос (греч. logos — разум, мировой порядок), обеспечивающий рациональный порядок всех вещей и явлений в мире. Одним из философов-космистов, научно объединивших исследование Космоса и человека, стал основатель гелио- и космобиологии А.Л. Чижевский (1897-1964). Он был глубоко уверен в том, что нашел внутреннюю логическую связь между человеческой природой и законами функционирующего Космоса. Ученый объединил научное исследование Космоса и познание человека в целостную философскую парадигму. Он тщательно изучил воздействие солнечного излучения на организм животных и человека, а также проблемы влияния Космоса на жизнедеятельность всего живого.
Существуют и более радикальные подходы к осмыслению единства Космоса и человеческой судьбы [32]. Многие современные мыслители полагают, что во Вселенной наряду с материей существует Мировой разум, который участвует в формировании, развитии и управлении Космосом. Те же несоответствия, на которые обращали внимание многие ученые, философы, являются, как правило, следствием консервативности человеческого мышления, ограниченности знаний и рациональных методов познания бытия. Несомненно, что все естественные науки в большей или меньшей степени имеют отношение к постижению космической природы человека. Релятивистская физика, кибернетика, космология, космогония и даже высшая математика в известной степени связаны с познанием человеческих потенций, поскольку все они являются источником познания бытия в целом и присвоения человеком объектов мира — вещей, предметов и явлений — с помощью его разума.
В этой связи расширяются научные исследования космических и искусственных магнитных полей в целях выяснения их влияния на жизнь вообще и на жизнедеятельность человека в частности. В указанных исследованиях принимают активное участие ученые разных специальностей — врачи, ветеринары, микробиологи, физиологи, инженеры, зоологи, физики и т.д. В терапии давно применяют магниты, об использовании которых в лечебных целях упоминается еще в трудах Гиппократа, Парацельса, мудрецов Древнего Китая. В настоящее время биологическое воздействие магнитного поля получило некоторое экспериментальное и клиническое объяснение, что позволило создать самые разнообразные конструкции для магнитной терапии. Установлено, например, что в слабом магнитном поле изменяются свойства крови, в частности увеличивается ее текучесть, активизируется проницаемость сосудов. При воздействии магнита на периферические участки тела улучшается микроциркуляция и трофика тканей. Обработка магнитным полем разрушенных эритроцитов крови (ферромагнетики) при травмах значительно ускоряет рассасывание гематомы. Применение магнитного поля в лечебно-профилактических целях оказывает противовоспалительное, противоотечное, обезболивающее и стимулирующее регенерацию тканей действие.
Авторитетным продолжателем традиций философии русского космизма, развившим идеи биогеохимии В.И. Вернадского и космобиологии А.Л. Чижевского, стал выдающийся современный ученый и философ Никита Николаевич Моисеев (1917— 2000), математически рассчитавший последствия возможной ядерной катастрофы (речь идет о ядерной зиме). Синтез современных представлений астрофизики и биосферно-ноосферной концепции В.И. Вернадского позволил ученому сделать вывод о единой картине мирового процесса и необходимости выработки новой философии будущего развития, которая обеспечила бы коэволюцию общества и окружающей космической среды. Особые надежды сам Н.Н. Моисеев возлагал на формирование нравственного императива (Кант) как совокупности моральных основ жизни планетарного сообщества людей XXI века. Философствующий ученый, выдающийся математик, озабоченный проблемой выживания человечества, в конце своей жизни страстно писал: «Мы оказались на пороге того этапа истории, который легко может стать кровавым хаосом, ибо нельзя долго держать 150-миллионный народ в шкуре побитой собаки… перемены не произойти не могут: вода доведена до кипения… Нация должна сбросить с себя ощущение «безнадеги». Оно должно быть заменено верой в собственные силы и возможности. А это есть основная задача интеллигенции».