Конец господству схоластического (догматического) мышления положила зарождающаяся философия эпохи Возрождения. Прежде всего она воскресила интерес к античной мыслительной культуре, науке, искусству и философии. Только тогда интеллектуальная Европа по-настоящему познакомилась с трудами Платона и Аристотеля. Если средневековая философия отрывала мир мысли от мира реального существования вещей и явлений, то вновь родившаяся философская мысль искала пути к их слиянию: единению объективного мира с его отражением в сознании человека. Последний уже не воспринимается как выделенный из природы особый ее компонент. Человека включили в круговорот единого космического организма. Ценность человеческой личности стала доминировать над ценностью природы. Человек, как и в античности, стал рассматриваться в качестве особой одухотворенной части природы, продолжающей акты божественного творения.
Вектор человеческой мыслительной активности стал направляться на познание и преобразование окружающего мира, приспособление его к потребностям и интересам человека. Впервые в истории человеческой культуры формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области естествознания: математики и астрономии. Крупнейшие ученые, жившие и творившие в этот период, — Н. Коперник (1473-1543), Д. Бруно (1548-1600), Г. Галилей (1564-1642) — научно обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.
Название этой эпохи (от лат. renaissance — возрождение) подразумевало не что иное, как возрождение культуры. Однако ее не следует считать противоположностью эпохи Средневековья, так как это совершенно разные общественные явления. Каждая из них сугубо по-своему выражала духовные ценности единой традиции западноевропейской культуры. Исходя из того, что философскими основаниями Возрождения были свободомыслие и человеколюбие античности, начиная с XIV века в Европе активно развивается идея гуманизма. Создаются так называемые «гуманитарные студии», предполагающие преподавание целого комплекса учебных дисциплин, раскрывающих физические резервы и духовный потенциал человека. Сюда входили следующие предметы: грамматика, риторика, поэзия, история, этика, философия. Преподавателей этих дисциплин позже стали называть гуманитариями. Их задача состояла в формировании и развитии в людях истинно человеческих начал.
Что же касается гуманизма, то здесь необходимо учитывать два момента. Возрожденческий гуманизм представляет собой эстетический феномен, воззрение, рассмаривающее человека как высшую ценность. Российская же традиция трактует гуманизм как милосердие, чувство сострадания к больным и обездоленным и т.п. Гуманизм Возрождения, конечно, вбирает в себя нравственный, морально-этический аспекты, но прежде всего — древнегреческую мудрость (Софию). В эту эпоху активно культивируется «языковой» стиль мышления, отличный от того, который обычно называют логичным. Последний был особенно характерен для средневековой схоластики. Согласно мнению русского философа А.Ф. Лосева (1893-4988), «гуманизм есть, во-первых, типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм» [16].
При этом мысль гуманистов эпохи Возрождения идет в направлении не от божественного к личному, а наоборот — от личного к божественному. Личность становится отправным пунктом и основой философского мировоззрения. Сквозь призму личности рассматриваются все темы и вопросы, начиная фило-софско-этическими и заканчивая чисто религиозными. Новой философией эпохи Возрождения становилась философия человека. Предполагалось, что в своей демиургической деятельности человек, опирающийся на рациональное знание природы, не знает границ. Новой философией ставится грандиозная задача поиска смысложизненных ориентиров. Она задает и особую систему отсчета в оценке всего философского прошлого.
Дух и природа, мышление и бытие — таковы основные противоположности в сфере зарождающейся философии Ренессанса. Она с самого начала разделилась на два направления, по-разному разрешающих эти противоречия действительности: реалистическое и идеалистическое. Реалистическая философия выводила содержание мысли из восприятия мира таким, какой он есть, то есть из отражения его фактической природы. А идеализм исходил из «умозрительного» способа устройства мира. Причем и в том, и в другом случае требовалось выражение индивидуального отношения к догматам религии с целью освобождения сознания от жесткой зависимости от церкви. Это привело к росту как духовного индивидуализма, так и крайнего анархизма. Однако окончательного отрешения людей от ортодоксальных духовных оков церкви, от схоластики как «смирительной интеллектуальной рубашки» не произошло. К раскрытию творческого гения человека в науке, медицине и искусстве подвигла не столько жесткая критика софистов, сколько подлинное воссоздание гуманистических ценностей. Решающий же момент в возрождении классического гуманизма наступил тогда, когда итальянский мыслитель и поэт Франческа Петрарка (1304-1374) предложил оглянуться на-тысячелетие назад и переосмыслить настоящее через призму греко-римской цивилизации. Петрарка задался целью привнести в духовную культуру гениальные творения античности.
И все же мыслительная деятельность, предполагающая интеллект и творчество, долго еще связывалась в умах людей эпохи Возрождения со схоластической философией и системой церковного управления. Аристотелевская логика схоластов была ограниченной, но она приучала людей к известной культуре мышления. Однако Возрождение не было периодом великих достижений в области философской мысли. Безусловно, в эту эпоху была разрушена закоснелая схоластическая система мышления, отрицание религиозной ортодоксии носило чисто интеллектуальный, творческий характер. Была создана духовная атмосфера для расцвета философской мысли. Именно в этом состояло великое значение философии эпохи Ренессанса. Чешский мыслитель XVII столетия Ян Амос Коменский (1592-1670) сознавал, что разум отвергает схоластику. Он жаждет осмысления знаний и жизненного опыта. Он ищет средства для понимания жизни. «Если бы ты даже в совершенстве знал свой родной язык, — писал Коменский, — да еще, сверх того, латинский, греческий, еврейский и другие, да хотя бы даже все языки мира, все-таки, если тебе недостает понимания (Ю.Х.) вещей, которые лежат в основе слов, ты был бы не более как попугай, а вовсе не мудрец» [17].
Итак, человеческое мышление в первое тысячелетие христианства было преимущественно теологическим (догматическим). А источником его понятийных средств была греческая философия, главным образом неоплатонизм. Это была в основном философия единства. На протяжении второго тысячелетия христианства европейская мысль постепенно погружалась во множественность, плюралистичность. В этом процессе выделяются три основных этапа. На первом этапе средневековая схоластика вытеснила платонизм, заменив его философией Аристотеля, открывшей путь к опытному знанию (эмпирическому мышлению). Однако с исторической точки зрения это было заблуждением. Дело в том, что опытные знания имели случайный характер и основывались лишь на наблюдении тех или иных явлений природы.
На втором этапе экспериментальная математическая физика научила человека, говоря словами Галилея, мысленно «расчленять природу». В действительности намерением Галилея было введение теоретически спроектированного эксперимента вместо эмпирического фиксирования наблюдаемых явлений природы. Мыслительным инструментом теоретизирования, управляющего таким экспериментом, становилась математика.
На третьем этапе произошло утверждение диалектического мышления. Это была своего рода революция в культуре мыслительного процесса и познания природы человека, которая, однако, привела философию к Платону. Диалектика платоновского «Парменида» вновь проявляется в современных условиях. Каждое понятие предполагает одновременное восприятие целостности (единства). Но само единство не может быть описано при помощи понятий, ведь это поставило бы его в зависимость от множества. Множество же, будучи описанным при помощи понятий, основано на сопутствующем ему единстве. Подобные рассуждения уже можно считать расцветом человеческой мысли.
Мыслители Возрождения существенно обогатили учение о диалектике. Они впервые представили образцы применения диалектики как метода познания сложных предметов и явлений природы. Более того, диалектика стала использоваться в тех сферах научной мысли, в которых она прежде никогда не применялась. Под диалектикой мыслители Возрождения понимали метод восхождения мысли от простого к сложному. Она обращала внимание исследователей на процессуальный характер познания.
В эпоху Возрождения вопросы диалектики достаточно широко рассматривались в трудах многих мыслителей. Однако особая заслуга в данной области принадлежит Николаю Кузанскому (1401-1464) — кардиналу, церковному эрудиту, филосо-фу-неоплатонику, выдающемуся математику. Он предположил, что движущаяся Земля является частью бесконечной одухотворенной Вселенной, центр которой — нигде и одновременно везде. Кузанский первым понял принцип единства противоположностей, философски осмыслил диалектику бытия единого и множества, возможности и действительности, бесконечности и конечности в Космосе. Мыслитель разработал принципиально новое учение (теорию) о познании, в рамках которого им был установлен структурно-математический метод. Кроме того, Кузанский выработал концепцию о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума и, наконец, обосновал феномен, который сам назвал «ученым неведением». Философская мысль Н. Кузанского устремлена к бесконечности. Он предпочитал рассматривать все предметы мышления в качестве диалектических процессов. Философские воззрения Н. Кузанского оказали воздействие на последующее развитие натурфилософской мысли эпохи Возрождения.