Философское самоопределение человеческого разума — это по сути своей субъективное выяснение отношения людей ко всем аспектам культуры: науке, искусству, политике, религии, медицине и т.д., ибо все они есть продукт активной творческой деятельности человеческого разума, творящей культуру — новый мир бытия. Надо признать за философией как за особым способом интегрального постижения и объяснения мира только ей свойственный метод абстрактного теоретического, а порой и фантастического (трансцендентального) умопостижения и объяснения естественных процессов, объектов и явлений. В философии разум выступает в качестве уникальной способности человека умственно, на понятийном уровне анализировать, синтезировать действительность, а затем прогнозировать и проектировать будущие состояния объективного природного и общественного бытия людей.
Чтобы понять и оценить специфику развития какой-либо исторической эпохи, народа, следует философски основательно ознакомиться с состоянием разума их представителей. Именно человеческий разум, являясь исходным началом развития науки, медицины, искусства, религии, философии в процессе своей собственной эволюции творит, создает целостный мир духовных и материальных ценностей.
Философия как самосознание разума началась с отречения от некой божественной разумности. Ее возникновение свидетельствует о крутом повороте к принципиально новой духовной жизни сообщества. Для каждого философски мыслящего человека все предметы и явления природы и общества исторически одухотворены. Философско-ценностное содержание самосознания разума внедрено в структуру и функции духовного мира человека и человечества в целом. Поэтому философия становится источником и одновременно критерием великих жизненных целей людей, их убеждений, без которых нет и не может быть духовной жизни. Невозможно иметь убеждения по приказу, из-за каких-либо суеверий и т.д. Философия призвана восполнять этот духовный вакуум, — она на основе самостоятельного критического осмысления знаний и жизненного опыта ведет к убеждению, определяет смысл жизни. А чтобы постигнуть философию, понять и по достоинству оценить ее, необходимо самому стать философом, хотя бы отчасти, и почувствовать себя самостоятельно мыслящим.
Философской мудрости можно и нужно учиться. Для этого прежде всего следует понять и усвоить философские категории. Представляя собой целостные понятийные образования о бытии мира, общества и человека, они способны активизировать человеческое сознание. Посредством постижения философских категорий транслируется и нивелируется сам человек. Исторически определились два вида философских категорий. Одни возникают в результате осмысления связей и отношений: субъект — объект. Это такие категории, как бытие, пространство, время, количество, качество, необходимость, случайность и т.д. Другие же категории возникают в результате осознания отношений: субъект — субъект. Это известные категории — добро и зло, честь и совесть и другие нравственно-этические понятия. Философские категории выполняют важнейшую функцию селекции человеческого жизненного опыта, формализуют все имеющиеся знания. Они содержат смысл, который адресован будущему, задают образы человеческого мира, мировоззрения, создают картину отношения человека к природе, обществу.
Неподдельный интерес к постижению философских категорий, характеризующих проблему смысла жизни людей, делает каждого ученого, каждого естествоиспытателя, каждого философски мыслящего медика мудрым. Современная медицина накопила немало эмпирического материала, фактических сведений, которые требуют философско-нравственного анализа и синтеза, точнее — философской рефлексии. А это значит, что для заметного продвижения в данной специфической области научных исследований нужен качественно новый уровень умственной интеграции медиков-философов. Предмет любой науки определяется жесткой направленностью исследовательской мысли на познание способа бытия материи, обнаружение закономерностей в природе, а в биологии и медицине — специфики живого, то есть речь идет о получении истинных знаний о мире. Этого нельзя сказать о философском познании мира. Философская мысль, обогащенная научным знанием, направлена не на изучение природных явлений, а на нравственное осмысление нового знания. Существует определение философии как особой теории, обобщающей, интегрирующей эмпирические и теоретические знания в целостную систему, позволяющую видеть мир единым, не отвлекаясь на отдельные его сферы и части. Отчасти это справедливо, но только отчасти, потому что она все же призвана не столько обобщать знания, сколько их ценностно осмысливать.
Философия как особое искусство мыследеятельности позволяет прорваться сквозь логическую цепь научных умозаключений и вывести исследователя из безбрежного океана фантазии, где все одинаково возможно. Философский ориентир, например, в медицине позволяет ей выработать общие правила познания жизни, методологию и аксиологию борьбы за здоровье людей. Философия медицины призвана «продолжать дело» медико-биологических наук, но уже своими — сугубо философскими методами. Она, как и все медико-биологические дисциплины, исторически возникла в горниле единой философско-методологической постановки проблемы познания бытия людей: не пассивное созерцание умопостигаемой сущности жизни людей, а активное деятельное «конструирование» (Кант) ее. Отсюда сама постановка «исследовательских» задач в философии медицины затруднена как ее собственной многозначностью и многообразием познавательных интересов, так и особой сложностью «исследовательского конструирования» моделей здорового образа жизни людей, учитывая влияние духовного и материального состояния общества.
Для философствующих медиков небезынтересно следующее замечание Н.А. Бердяева: «Настоящий, призванный философ хочет не только познания мира, но и изменения, улучшения, перерождения мира. Иначе и быть не может, если философия есть прежде всего учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе. Философия всегда претендовала быть не только любовью к мудрости, но и мудростью. И отказ от мудрости есть отказ от философии, замена ее наукой. Философ есть прежде всего познающий, но познание его целостно, оно охватывает все стороны человеческого существа и человеческого существования, оно неизбежно учит о путях осуществления смысла» [11]. Дело, видимо, в том, что содержание философии медицины постоянно саморасширяется и самоуглубляется в силу ее интенсивного самообогащения новыми биомедицинскими и иными знаниями. Философия медицины стремится к научной достоверности и даже пытается сама превратиться в науку. С другой стороны, она нацелена на размышления о здоровом образе жизни людей, о глубоком смысле их жизни и неотвратимости смерти, то есть на то, чем раньше занималась религия. Однако ни те, ни другие цели философии медицины полностью достигнуты быть не могут. Стать наукой ей не позволят общемировоззренческая культура и концептуальная (медицинская) аксиология. Она не может быть и религией, ибо целиком и полностью оперирует разумом, критическим понятийным мышлением.
Философию медицины от науки или религии принципиально отличает не только способ исследования. Наука нередко тоже способна восходить в своих обобщениях до понимания целостного мира (релятивистская физика, космология, космогония). Религия оперирует не менее глобальными понятиями. Главное в другом: философия медицины не есть познание в привычном смысле этого слова. Она подходит к «исследованию» бытия людей совсем иначе, — ее миросозерцание размышляющее, оценочное, то есть оно всегда связано с определением смысла явлений жизни, познанием проблем здоровья. Философия медицины, обобщая достижения всей мировой духовной культуры и всемирно-исторической теории и практики здравоохранения, выступает мировоззренческой основой, методологическим и аксиологическим истоком для творческой человеческой деятельности: познавательной и созидательной. Она способствует пересмотру традиционных основ эмпирического опыта и теоретического знания. Иначе говоря, философия медицины становится фактором, генерирующим превращение полученных знаний в философское понимание бытия. Речь идет о философском методе, возводящем отрывочные или более или менее обобщенные сведения и мнения о мире, о жизни в степень всеобщих и необходимых суждений.