О статусе (лат. status — положение) философии в культуре люди задумывались с давних времен. Многие мыслители указывали на удивительный факт практически одновременной вспышки активности философской мысли где-то на рубеже VII-VI вв. до н.э. в самых различных регионах Земли. Так, внимание известного современного философа К. Ясперса при осмыслении истории культуры человечества привлекли раздумья авторитетного историка философии Эрнста фон Лазо (1805-1864). Последний обнаружил, что реформаторы человеческой мысли появились почти одновременно: в Персии — Заратустра, в Индии — Гаутама Будда, В Китае — Конфуций, в Палестине -пророки, в Греции — ионийцы, дорийцы, элеаты. Это привело к зарождению принципиально нового мышления в культуре человека — философского. К. Ясперс пишет в этой связи, что человек впервые в истории «осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения» [12]. Объяснить этот поразительный феномен — вспышку активности философской мысли — пока никому не удалось. По сей день мыслители стремятся понять статус философии в культуре человечества как одного из сложнейших и актуальнейших факторов его саморазвития.
Объектом философского мышления являются все сферы бытия: природная, общественная, духовная. Предметом же всякой философии является осмысление целостности мира и его упорядоченности. Это связано с особыми функциями, которые выполняет философия в важнейших сферах общественной и, прежде всего, интеллектуальной и нравственной жизни и деятельности людей. Философию не зря считают живой душой культуры. С самого своего зарождения она не только рационально осмысливает все накопленные человечеством знания о мире и умения жить в нем, но и критически оценивает их с точки зрения социально-нравственного значения для всего человечества. В связи с этим статус философии в культуре вообще определяет ее исключительную роль в духовном познании человеческого бытия, и прежде всего — в побуждении к совершенствованию жизни. Иными словами, философия дает человечеству возможность самопознания. Ее особый статус характеризуется состоянием свободомыслия, страстным стремлением определить назначение и смысл человеческой жизни и деятельности.
Основной смысл самого слова «философия», как прежде, хранит некую таинственность, причем не только в своих истоках, но и в самом своем содержании. Любовь к мудрости указывает прежде всего на пристрастие, которое помогает человеку стремиться жить мудро, то есть вполне осмысленно, а значит, высоконравственно. С глубокой древности она по сути своей -единственный учитель нравственной жизни. В средние века статус философии заметно снизился, ибо ей отводилась вспомогательная роль — служить теологии в «доказательстве» существования трансцендентного разума (Бога). С Нового времени, как известно, статус философии в культуре, а особенно в науке, медицине, вновь резко повысился: с одной стороны, она опять превратилась в царицу всех наук; с другой стороны, резко вырос воспитательный (нравственно-этический) статус философии в образовании и просвещении. Таким образом, философия восстановила свое истинное духовное значение в сознании людей.
В настоящее время философия, будучи уникальным интеллектуально-нравственным явлением, одной из форм общественного сознания, заняла ведущее место практически во всех сферах человеческой жизни и деятельности. И это понятно. Философы всех времен и народов занимались осмыслением одних и тех же проблем. Они разрабатывали метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию), теорию познания (гносеологию), аксиологию, этику, эстетику. Философия взаимодействует практически со всеми формами общественного сознания, но особенно с наукой, медициной, искусством, политикой, правом, религией. Вместе с тем, «по своей природе философия выполняет особую мировоззренческую и методологическую функцию, которую не берут на себя ни отдельные специальные науки, ни совокупность конкретно-научного знания в целом» [13]. Эта особая нацеленность актуализировала многие глобальные проблемы познания, в частности критичное отношение к знаниям и мнениям, ценностным свойствам и качествам материальных предметов и духовных явлений, до конца не проясненных человеческим разумом. В этом выражается своего рода естественная критическая рефлексия мыслящего индивида на полученные им принципиально новые сведения о природе, обществе и самом человеке, а также стремление обнаружить явный смысл в знаниях и их ролевое назначение в жизнедеятельности человека.
Есть и еще одна специфическая особенность статуса философии в культуре. Она связана с определением предмета философии в системе научных связей и отношений. Его толкование подразумевает множество смысловых оттенков и значений в повседневном познании. Однако прежде всего, отметим неоднозначность использования самого понятия «предмет» в философии. Так, древние мудрецы с пафосом утверждали, что о предметах великих или возвышенных ничего путного сказать нельзя — о них можно лишь величественно молчать. Философия относится к возвышенным предметам бытия человеческой культуры, но молчать о предмете философии никому не пристало — уже хотя бы потому, что она, по меткому замечанию Г. Гегеля, является духовной квинтэссенцией, то есть самым главным и самым важным в жизни каждого человека. Следовательно, философия представляет собой особую сферу в научно-рациональной деятельности человека, решая уникальные задачи осмысления и объяснения всеобщих принципов бытия мироздания. Предметом философии, как и предметом науки, является бытие в целом (духовное и материальное). Вспомним, в связи с этим, слова замечательного отечественного философа П.В. Копнина (1922-1971): «Философия по своему предмету и целям отличается от науки и составляет особую форму человеческого сознания, не сводимую ни к какой другой. Философия как форма сознания создает мировоззрение, необходимое человечеству для всей его практической и теоретической деятельности» [14].
Философия как учебная дисциплина обладает хотя и специфическим, но конкретным предметом в системе образования и воспитания молодежи. В данном случае главной задачей является формирование у студентов целостного, или, как говорят сами философы, холистического (греч. holos — целое) мировоззрения. Кроме того, предметом философии является задача привития студентам интереса к рациональному критическому мышлению, формирования культурно-нравственного поведения. Следовательно, предмет философии составляет человек и его развитие. Однако все это, по сравнению с другими учебными дисциплинами, создает несколько размытую его формулировку. Не случайно многие специалисты философию причисляют только к обществоведческим дисциплинам, другие — только к гуманитарным, а третьи считают ее методологией естествознания. На самом же деле она учит осмыслению общих принципов познания бытия, мировоззренческому пониманию мира. Перед философией как учебным предметом стоят непростые задачи морально-этического воспитания студентов, развития у них разума, чувств, воли, любви и т.д., поэтому в системе высшего образования и воспитания философия получает особый статус интеграционной учебной дисциплины, связывающей воедино цели всех наук.
Сегодня, когда волна иррационализма захлестывает всю духовную культуру человечества, все формы общественного сознания, а также естественнонаучные дисциплины (прежде всего биологию, медицину), актуальной задачей ученых различных направлений становится необходимость заново, творчески переосмыслить сложившийся статус философии в культуре и образовании. Ее значение как мировоззренческой, методологической и морально-этической сферы в общественном сознании человечества значительно возрастает. Современное миросозерцание требует исключительно целостного (строго философского) воззрения на мир, общество и самого человека, которое учитывало бы традиции и новации, интуицию и утопию, язык и логику, миф и артефакты в исторической памяти общества, а также многое другое. Это означает, что в настоящее время вновь становится актуальнейшей задача реабилитации метафизики (гр. meta to physika — то, что за физикой) как учения о всеобщем и придания всей ее проблематике первоначального смысла. Европейская философская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала метафизику с наукой.
Философия, как величественное древнейшее учение о всеобщих законах в мире, жизни и деятельности человека и о познании первоначал бытия, или сущего (Аристотель), определяет суть теоретически систематизированного и максимально рационализированного мировосприятия и оценки исторических эпох развития человечества. Философия стала выразителем зрелости духовной культуры народов и конкретно-исторических обществ. Выражая состояние абстрактно-понятийного мышления у интеллектуалов в системе пространственно-временных координат, она превратилась в уникальный феномен «умственной эволюции» на Земле. Из огромного потока фундаментальных знаний, добытых наукой, медициной, искусством и т.д., философия отбирает наиболее ценные и значимые для человечества. Первую попытку обрисовать предметный круг философии относительно существующих или только начинающих формироваться конкретных наук в свое время предпринял Аристотель (384-322 до н.э.). Он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия мира. Ее теоретическая суть представлялась мыслителю несоизмеримой с возможностями других наук, что вызывало у него неподдельное восхищение.
Аристотель определял философский способ мышления как наиважнейшую часть в области познания мира, а саму философию называл «госпожой наук», считая, что все другие науки подобны рабыням, которые не могут возразить ей абсолютно ни в чем. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для той эпохи резкое расхождение философской мысли и мысли специальных дисциплин по степени абстрактности, по уровню теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Но именно с этих позиций Аристотеля все специалисты-теоретики стремились овладеть метафизическим (умозрительным) способом или механизмом субъективно-умозрительного постижения и толкования мира. Иначе говоря, для выработки целостной картины мира через призму особой метафизической интерпретации научных данных необходима была мировоззренческая и морально-этическая оценка их роли и значения. А возможно это стало потому, что, с одной стороны, философия, будучи самым интегральным комплексом всеобщего знания как единой системы новейших концепций и теорий, определяет общечеловеческий смысл целостного понимания мира и положения человека в нем, что требует от нее основательного воздействия, направленного на совершенствование разума.