Академик Н.Н. Блохин (1912-1989) говорил, что медицина обязательно должна со временем стать «первой наукой о человеке». Дело в том, что именно с медицинского познания организма человека, его психики, личностных качеств начинается исследование великих тайн, заложенных в нем.
Это значит, что основным направлением во всех медицинских науках надо сделать ориентацию на познание здорового человека во всей его целостности и осмысление взаимосвязи всех сторон живой человеческой личности. В медицине в понятии «личность» выражаются прежде всего интегративные психосоциальные черты человека: мировоззрение, ментальность, характер, воля, чувство собственного достоинства и честь, социально-экономические и морально-политические взгляды и убеждения, этические и эстетические идеалы и т.д. Словом, личность — это телесно, социально и духовно развитой человек, обладающий мировоззрением и самосознанием. Однако сущность личности укоренена и в человеческом теле как материальном носителе личностного начала. Своеобразие личности всегда проявляется в ее телесной и психической организации: фигуре, походке, мимике, манере выражать мысли и чувства и т.д. Очень часто в заболеваниях тела проявляются те или иные свойства или даже «недуги» личности.
Человек, в отличие от животных, даже самых высокоорганизованных, обладает уникальными свойствами и способностями. Кроме организма, который в процессе эволюции и исторического развития принципиально изменился, можно сказать, социализировался, человек обладает духовным началом, без которого его нельзя рассматривать как целостную единицу. Люди становятся личностями не из-за своего естества (организменно-сти) и даже не столько из-за социализированности, сколько в связи с достижением ими особого уровня духовности. Короче говоря, живой человек состоит из двух неразрывно связанных и не существующих отдельно друг от друга начал: тела и духа. Генетическая информация, полученная от родителей, создает организм, включающий в себя высокоразвитый мозг, который порождает и хранит дух (ум, волю, совесть, честь и т.д.). Последний, в свою очередь, воздействует на организм. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле — здоровый дух». Если человек упал духом, он чахнет физически. И наоборот, если индивид долгое время страдает от болезней, он теряет присутствие духа. И с этим никак не может не считаться медицина. Бывает так, что лечить надо не столько болезнь, сколько личность больного, то есть всячески способствовать развитию в нем душевного спокойствия и духовной энергетики. Руководствуясь философским взглядом на человека как на личность, следует вырабатывать системный (целостный) подход к лечению.
Уже начиная с самых ранних стадий эмбрионального развития, все функции организма складываются целостно на основе естественных процессов адаптационной самоорганизации.
Под воздействием генетической информации геном оплодотворенной яйцеклетки начинает экспрессировать биологически активные вещества, в частности информационные молекулы -олигопептиды и белки. Эти молекулы определяют рост, дифференцировку тканей, а также их целостность через объединение специальных органов. Вместе с названными информационными молекулами в определенных тканях созревают соответствующие специфические рецепторы. При воздействии первых на вторые складывается специфическая интеграция, происходит единение удаленных друг от друга органов и тканей, совокупная деятельность которых и составляет специальную функцию. В результате на основе обратных связей формируются целостные функциональные системы.
Исторически давно организм человека учеными-медиками и философами традиционно рассматривается как целостная (совокупная) деятельность различных его органов, объединенных нервной и гуморальной регуляцией. В мировой медицине под влиянием философских идей о целостности мира постепенно сложился принцип осмысления целостности человеческого организма. Отношение ряда врачей-мыслителей к человеку, предполагающее обязательный учет единства его телесного и духовного бытия, привело к формированию системы комплексного обследования и лечения пациентов. В связи с этим на повестку дня в сфере теоретической и практической медицины встает вопрос о формировании нового облика самой медицины. П.К. Анохин (1898-1974), сформулировав новый подход к осмыслению функций целостного организма, провозгласил принцип системной организации функций человека. Взамен классической физиологии органов, традиционно следующей анатомическим принципам, он предложил теорию функциональных систем, действующих на всех уровнях — от молекулярного до социального [25].
Современная медицина рассматривается как сложнейший объект научно-исторического и философско-методологическо-го анализа. Человек понимается ею как узел великого множества связей и отношений, как центр фокусировки внутренней и внешней энергии и влияний всех уровней организации жизни, как единство телесного и духовного. В современной медицинской науке, а затем и на практике все чаще стали использоваться понятия, связанные с идеями холизма (греч. holos — целое). В методиках практической медицины уже формируются принципиально новые модели воздействия на человека: его душу и тело. Так, если взять мир высших животных, то в их телесном начале трудно найти существенные отличия от такового у человека. Те же вещества и биохимические реакции, те же законы метаболизма (обмена веществ), то же устройство генетической системы и т.д. Но есть главное различие между человеком и животным — духовное начало. Именно оно инициирует рассмотрение человека медиками и философами как микрокосма.
Итак, современная медицинская наука — это системный комплекс медико-биологических, клинических и социально-ги-гиенических дисциплин. Сегодня она развивается на стыке естественных, технических и гуманитарных наук. В силу особенностей медицины как предмета она испытывает большую потребность в мировоззренческом и методологическом осмыслении своеого объекта — человека как личности (системности, детерминизма, единства части и целого, организма и духа). Все актуальнее становится проблема создания единой научной теории медицины. Но в ней все еще преобладает тенденция к дифференциации и специализации. Медицинские знания и умения настолько многогранны и специфичны, что их можно уподобить многоголовому монстру, находящемуся в конфликте с самим собой.
Современные люди воспринимают медицину как жизненно необходимую сферу бытия, в которой осуществляется забота об их организме, о состоянии психики. Ведь на свете нет, пожалуй, ни одного человека, который хотя бы раз не обратился за медицинской помощью. Поэтому здоровье людей во многом зависит от знаний и умений специалистов, которые призваны излечивать человека от физических и психических недугов, видя в нем единство природного (физиологического), общественного и духовного начал. «Я убежден, — писал знаменитый физиолог И.П. Павлов, — что приближается важный этап человеческой мысли, когда физиологическое и психологическое, объективное и субъективное действительно сольются, когда фактически разрешится или отпадет естественным путем мучительное противоречие или противопоставление моего сознания моему телу» [26].
В связи с целостным подходом к человеческому организму постепенно сформировались качественно новые аксиологические, методологические, научно-мировоззренческие требования, для понимания и удовлетворения которых многие классические концепции и научные теории медицины уже не годились как устаревшие. Нельзя же было долететь до Луны, опираясь только на законы классической механики Ньютона, — нужны были новые знания и представления о целостном развитии Космоса. Так и новое содержание медицинской идеологии потребовало выработки современной концепции человека. Она должна была стать переломным моментом в развитии представлений о самом человеке и мире живого в целом. «Наша философия есть история нашего сердца и жизни, — писал немецкий философ И. Фихте, — и какими мы находим себя самих, таким мы мыслим человека вообще и его назначение» [27]. Емкая философская мысль о человеке, его жизнедеятельности подготавливала и делала неизбежными сдвиги в научно-медицинской теории целостного познания человека.
Философским кредо всех медицинских наук становится стремление к системному рассмотрению порой весьма противоречивых факторов в жизнедеятельности человека и их социально-моральным оценкам. Так, И.П. Павлов был убежден, что животный организм представляет собой целостно функционирующую систему. При этом ничто не мешает подвергать ее анализу, разлагать на подсистемы, например, кровообращения, дыхания, пищеварения. Но для научного исследования требуется известное общее представление о предмете, понимание того, что системная организованность животного организма лежит в основе системного анализа и системной мыслительной (идеальной) реконструкции, которая должна быть обязательным условием медико-биологического и чисто медицинского исследования. Между тем особенностями современной медицины, к сожалению, пока являются продолжающееся ее дробление на отдельные науки и дифференциация последних (деление на разделы и подразделы). Растет число узких специальностей. Все это происходит на фоне широкого и эффективного использования различных технических устройств (приборов), а также электронной аппаратуры в обследовании и лечении больных.
Таким образом, сегодня перед философами и учеными-медиками, практическими врачами поставлена важная задача сформулировать современные нормативные философско-методологические концепции и разработать научные программы исследовательской деятельности в области медицины. Снова подтвердилось то, на что указывал в свое время Г. Гегель: сова Минервы (в римской мифологии Минерва — богиня разума, покровительница искусств, а ее сова — олицетворение мудрости) начинает свой полет в сумерки. День для нее слишком светел. Целостная медицина не сформировала еще ни теоретической науки, ни адекватной ей философии, в которой содержание многообразных медицинских знаний нашло бы свое теоретико-мето-дологическое обоснование и объяснение. Таким образом, для целостной медицины наступает век научно-теоретического прозрения и философского восхождения, как некогда это уже было с естествознанием (в XVTI-XVIII веках). Если в прошлом у медицины, да и у эмпирической науки в целом была высокая внутренняя потребность в философской методологии, то сегодня этого пока сказать нельзя.
Когда в медицине будет накоплено достаточное количество эмпирических знаний, появится имманентная необходимость их философского осмысления. В медицинской теоретической науке эта потребность уже находит выражение в стремлении к повышению философско-методологической культуры врачей, направленной на акцентирование своих рациональнотворческих интересов и практических возможностей. В области метатеории она разворачивается в критической переоценке естественнонаучных дисциплин: математики, химии, физики, биологии, фармакологии и т.д. К сожалению, проблема философско-методологической подготовки врачей вызывает сегодня всеобщее непонимание и даже пренебрежение. Но потихоньку исчезает безразличие к философскому мышлению — акту интеграции богатейшего эмпирического медицинского материала, единственному и весьма существенному способу его теоретического рассмотрения.
Когда-то было золотое время уважительного отношения к философии в медицинской сфере. Тогда врач мог прослыть неумным и отсталым, если всерьез не занимался философией, если ли не искал в ней научные и методологические ориентиры. Историческое постижение и осмысление философских устремлений человеческого разума считалось предметом, достойным большой научной работы. С другой стороны, медицинский релятивизм постоянно требовал философского анализа соответствующей медицинской реальности, главным образом ее научнофилософского обоснования, исходя из общефилософских и методологических норм целостной медицины. Надо сказать, что огромный эмпирический материал, накопленный специалистами, играет весьма неоднозначную роль в медицинской сфере. С одной стороны, он дает «пищу» творческому уму исследователя, а с другой — сдерживает полет мысли ученого консерватизмом очевидности.