Шевченко не писал специальных трактатов по социологии и философии. Он выступал и боролся по преимуществу как поэт. Но это не принижает его роли в общественно-политической и идеологической борьбе против крепостничества и царизма. Блестящая художественная форма, в которую он облекал свои выступления в защиту свободолюбивых идей, придавала им особую общественную ценность, так как делала их более доходчивыми.
«Он был сыном мужика,— говорил Иван Франко,— и стал властителем в царстве духа. Он был крепостным, и стал великаном в царстве человеческой культуры. Он был самоучкой, и указал новые, светлые и вольные пути профессорам и книжным ученым. Десять лет он томился под тяжестью российской солдатской муштры, а для свободы России сделал больше, нежели десять победоносных армий».
Великий украинский поэт-революционер и мыслитель Шевченко открыл новую эпоху в освободительном движении и истории общественной мысли Украины. Он сыграл огромную роль в развитии социального и национального самосознания украинского народа.
Являясь единомышленником Белинского, Шевченко вместе с ним вел решительную борьбу против крепостного права, самодержавия и христианской церкви. Шевченко обращался непосредственно к крестьянству, к народу с призывом к восстанию. И в этом его великая историческая заслуга.
В 50-х и в начале 60-х годов XIX в. по основным вопросам понимания общественной жизни своего времени: отношение к крепостничеству, к царизму, к революции, к реформе 1861 г., к буржуазному либерализму, по национальному вопросу, а также в области философии и эстетики Шевченко как мыслитель, был в основном единомышленником Н. Г. Чернышевского. Это сравнение Шевченко с Чернышевским вполне закономерно, потому, что Чернышевский являлся вершиной русской революционной
демократки XIX века, а Шевченко в 50-х годах XIX в. выступал соратником Чернышевского, находясь под его влиянием. Но это вовсе не исключает того, что Шевченко, будучи украинским поэтом, выступал вместе с тем оригинально, самобытно; не исключает также и свойственных ему недостатков, ограниченностей, объясняемых эпохой.
Творчество Шевченко сближало весь украинский народ, искусственно разъединенный границами Российской и Австро-Венгерской империй, подготовляло предпосылки для воссоединения всего украинского народа в едином национальном государстве.
Поскольку задачи социальной борьбы на Украине, ее пути и методы и определение главной социальной силы — крестьянства,— целиком и полностью относятся к России в целом, Шевченко, естественно, выступал как общероссийский поэт-революционер и мыслитель.
Историческое значение Шевченко заключается в том, что он своей деятельностью, как революционный демократ, вместе с Герценом, Белинским, Чернышевским, Добролюбовым и их соратниками объективно расчищал в России, в том числе и на Украине, пути для распространения марксизма.
Философской основой революционного демократизма Шевченко был материализм, несущий в себе некоторые элементы диалектики. Шевченко выступал как воинствующий атеист.
Он дал чрезвычайно острую и глубокую для своего времени критику всей системы крепостнического строя и призывал народ к массовой вооруженной борьбе против помещиков и «царей палачей», «людоедов». Силу трудящихся масс он видел в дружбе всех народов России.
Что произошло бы, если бы в свое время удалось осуществить на практике максимальные требования, выдвигаемые Шевченко? Произошла бы радикальная буржуазно-демократическая революция, которая расчистила бы пути для быстрого развития капитализма. Поскольку тогда не было еще оформившегося рабочего класса, постольку не могло быть и речи об осуществлении каких-либо принципов научного социализма.
Шевченко не поднялся и не мог тогда подняться до материалистического понимания истории. Он не имел достаточно ясного представления о том новом общественном строе, который должен возникнуть после гибели старого.
Поэзия Шевченко развивалась под влиянием передовой русской культуры и в то же время она была поставлена на службу и русскому народу. Он пользовался уважением и любовью трудящихся масс всех народов России. Русские демократические поэты переводили произведения Шевченко на русский язык. Пропагандируя революционно-демократические идеи, Чернышевский и Добролюбов широко использовали поэзию Шевченко.
Шевченко оказал большое влияние на дальнейшее развитие передовой общественной мысли Украины. Его идеи восприняли; и развили дальше виднейшие деятели украинской культуры: И. Франко, П. Грабовский, М. Коцюбинский, Леся Украинка и Другие.
Шевченко оказал плодотворное влияние на развитие культуры других народов России, в частности, на виднейшего грузинского поэта А. Церетелли (1840—1915 гг.), на творчество белорусского писателя-демократа Ф. Богушевича (1840—1890 гг.), на великого казанского поэта Джамбула Джамбаева (1846— 1945 гг.), выразившего братскую любовь своего народа к Тарасу Шевченко в своей замечательной «Песне о жизни» и в стихотворении «Тарас».
Как непримиримый борец-революционер против всякого гнета и эксплуатации, за новую, счастливую жизнь для простого люда, за дружбу угнетенных народов, Шевченко приобрел широкую мировую известность. Плеханов писал: «Покойный Тарас Григорьевич принадлежит к числу самых крупных народных поэтов, каких только знает всемирная литература»(Г. П. Плеханов. Сочинения, т. IV, стр. 313.).
Мировое значение поэзии Шевченко отметила также «Правда» в юбилейной статье 6 марта 1939 г. Своей поэзией Шевченко выразил чувства и мысли всех закрепощенных и угнетенных людей, на каком бы языке они ни говорили, .в какой бы стране ни жили.
Произведения Шевченко переведены на английский, немецкий, французский и другие языки, на языки народов Азии. Особенной известностью и любовью Тарас Григорьевич пользуется среди трудящихся славянских народов.
Замечательной исторической заслугой Шевченко является то, что он, вместе с русской революционной демократией, укреплял дружбу угнетенных народов. История последних десятилетий показала, что только неразрывная дружба трудящихся масс всех народов, независимо от их национальной или расовой принадлежности, обеспечивает победу в их общей борьбе за социализм,, против империалистических хищников и поработителей.