Т. Г. ШЕВЧЕНКО И КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО. БОРЬБА ЗА НАСЛЕДИЕ ШЕВЧЕНКО ПОСЛЕ СМЕРТИ ПОЭТА

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Победой Великой Октябрьской социалистической революции и построением социализма в нашей стране окончательно ликвидирован капитализм и тем самым нанесен уничтожающий удар по самому корню идеологии национализма вообще, украинского, в частности. Разбитые в открытом бою враги украинского народа — буржуазные националисты и после победы Октября, маскируясь фразеологией марксизма-ленинизма, еще пытались сеять националистическую отраву в советском народе и делать покушение на его завоевания.

Но основным центром деятельности украинских националистов, откуда они продолжали вести борьбу против Советского Союза, стараясь разрушить скрепленную конституцией дружбу народов нашей страны,— стали страны капитализма, там они получали и получают от реакционных кругов материальную и идейко-политическую помощь и поддержку.

Националист Д. Чижевский в своей книжке — «Нариси з історії філософії на Україні» (Прага, 1931) лжет, заявляя, что «философское развитие» проходило «не касаясь ни Украины, ни других славянских народов». Всю историю философской мысли он изображает как торжество религиозных, идеалистических идей, базирующихся на реакционной философии античных идеалистов Платона и Сократа, на «священном писании» и на реакционных сторонах немецкой идеалистической философии Канта, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра. Вершиной философской мысли на Украине он считает П. Юркевича, называя его «борцом против материализма», того самого философствующего попа из Киевской духовной Академии, которого так блестяще разгромил Чернышевский. Чижевский с большим усердием восхваляет этические взгляды Юркевича, его принцип «мир с ближними, как условие христианского общежития», т. е. мир эксплуатируемых, угнетенных с эксплуататорами и угнетателями.

Окончательно разбитые в классовой борьбе, выброшенные в мусорную яму истории идеологии украинской буржуазии в области философии способны только на то, чтобы пережевывать давно застарелую мистику.

Чижевский пишет об «идеологическом единстве», «духовной общности» всех «братчиков» Кирилло-Мефодиевского общества, фальсифицируя взгляды революционно-демократического крыла в «Обществе», возглавляемого Шевченко.

Но туго становится Чижевскому, когда он силится подогнать под эту идеалистическую философию воззрения Шевченко, который, как известно, решительно отрицает и бога вообще и христианскую религию, разоблачает продажность и лицемерие попов и реакционную роль церкви. Чижевский идет на разные словесные выкрутасы, пытаясь представить, что Шевченко борется не против существа религии, а против «чего-то… для религиозного содержания внешнего и случайного, что затемняет… содержание религии». Но и эта «конструкция» Чижевского оказалась построенной на песке и рухнула как только сам ее автор попытался прикоснуться к ней, чтобы ее укрепить. Чижевский под тяжестью фактического материала принужден был признать, что Шевченко «богохульствовал» и «кощунствовал».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *