ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Т. Г. ШЕВЧЕНКО

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

До воссоединения с Россией Украина пережила свою историю борьбы трудящихся, угнетенных масс против польских магнатов и шляхты, против грабительских нападений султанской Турции и татарских ханов. В этой борьбе важную роль сыграло движение, известное под именем казачества. Будучи затем в составе России, Украина находилась на положении полуколонии, поэтому трудящиеся массы испытывали на себе не только социальный, но и национальный гнет. Без учета этих сторон истории жизни украинского народа невозможно понять творчество Шевченко вообще, его политическую поэзию в особенности.

Украина длительное время находилась под ярмом польской шляхты. В 1648 г. вспыхнуло большое восстание, которое превратилось в великую освободительную войну украинского народа против шляхетской Польши. Борьба происходила против: феодального гнета вообще, значит, не только против польских помещиков — главных врагов, но и против украинских. Более крупные украинские помещики-магнаты, спасаясь от народного гнева, бежали в панскую Польшу и помогали ей в борьбе против украинского народа. Туда же устремилась и некоторая часть средних и мелких украинских помещиков. Но большая часть этих последних, а также войсковая старшина присоединились к войскам Хмельницкого.

Среди крестьянства и городской бедноты, в среде лучших, передовых людей украинского народа с самого начала этой войны усилилось стремление: получить помощь от русского народа и воссоединить Украину с Россией.

Выполняя волю народа, Богдан Хмельницкий вступил в переговоры с правительством России о воссоединении Украины с Россией. Переговоры эти увенчались успехом: в январе 1654 г. в Переяславле было провозглашено это воссоединение. После длительной борьбы России вместе с Украиной против шляхетской Польши и султанской Турции в 1667 г., по Андрусовскому договору с Польшей, Левобережная Украина вместе с Киевом осталась в составе Российского государства. Вскоре сюда перешла и Запорожская Сечь. Правобережная Украина до конца XVIII в. находилась под гнетом шляхетской Польши и только в 1793 г. была воссоединена с Россией.

После воссоединения с Россией Левобережная Украина в государственно-правовом отношении пользовалась довольно широкой автономией. Юридически полноправным сословием здесь выступало казачество, имевшее право избирать гетмана. Фактически вся власть была в руках казацкой старшины, из среды которой и избирался гетман. В руках гетмана сосредоточивалась политическая, административная и военная власть. Вся гетманщина разделялась на полки, которые были одновременно военно-административными и территориальными единицами и располагались в больших городах. В крупных городах были посажены царские воеводы с гарнизонами.

В результате освободительной войны (1648—1654 гг.) феодально-крепостнический строй был расшатан. Польские магнаты и шляхта были изгнаны, украинские крестьяне-посполиты (простой народ), казаки и городская беднота ограничивались исполнением лишь небольших повинностей в пользу казацкой старшины и православных монастырей.

Но освободительная война не могла, конечно, уничтожить феодальный строй, поскольку никаких исторически сложившихся предпосылок для возникновения какого-либо иного общественного строя создано не было. Господствующим классом оставалась казацкая старшина, украинские помещики, высшее православное духовенство. Все они не только сохранили за собой крупные землевладения и промыслы, но и захватили земли и промыслы изгнанных польских помещиков. Гетманский уряд фактически был зависим от украинских феодалов и российского царя. Казацкая старшина, украинские помещики, высшее духовенство, городская верхушка богачей принимали все меры к тому, чтобы подчинить себе, закабалить, закрепостить крестьянство, рядовое казачество и городскую бедноту.

В Запорожье в XVII в., как и в других частях Украины, развивались феодальные отношения. Украинские буржуазные националисты извращают действительность, когда пытаются изобразить Запорожскую Сечь как союз равноправных воинов-рыцарей. В действительности и там происходила острая борьба между богатой казацкой старшиной, владеющей землями, и эксплуатируемой неимущей казацкой голытьбой.

Царское правительство заинтересовано было в том, чтобы содействовать казацкой старшине в закрепощении крестьян, и одновременно принимало меры к тому, чтобы ограничить, а затем и вовсе ликвидировать автономию Украины.

Закрепощение крестьян и беднейшей части казачества завершается во второй половике XVIII в. во время царствования Екатерины II, которая окончательно отменила гетманскую систему управления, ликвидировала Запорожскую Сечь и ввела на Украине общеимперское «Положение о губерниях». Казацкая старшина (феодалы) утратила свои автономные права, но зато, волею русской царицы, была пожалована равными правами с русским дворянством.

Таким образом, история простого народа на Украине во второй половине XVIII и в начале XIX в. характеризуется, с одной стороны, усилением, прежде всего, социального гнета, т. е. усилением процесса закрепощения крестьянства украинскими, русскими и польскими помещиками, с другой стороны,— нарастанием национального гнета со стороны правящих помещичьих русских слоев во главе с царем. Все это и нашло свое отражение в творчестве Шевченко.

В период владычества Польши крепостные крестьяне, борясь против польских помещиков, видели в них своих врагов не только потому, что они—эксплуататоры, грабители, но также и потому, что они выступали как враги их национальных прав, а кроме того, как враги вероисповедания. Католическая церковь и ее служители, эти жандармы во Христе, отражая интересы польских помещиков, опираясь на их власть, в самых грубых формах притесняли религиозные верования украинцев, принадлежащих к православной церкви. Проводимая польскими панами так называемая церковная уния (с конца XVI в.) фактически сводилась к принудительному обращению православных христиан в католическую веру. Классовая борьба крепостных украинских крестьян, естественно, принимала в таких условиях черты национальной борьбы, или даже борьбы «за веру православную». Такое своеобразное переплетение классовых национальных и религиозных противоречий нашло свое отражение в ряде поэм Шевченко («Гайдамаки», «Тарасова ночь», «Гамалия»).

Борьба восставших украинских крестьян Правобережья в 1768 г. под водительством Железняка и Гонты против помещиков приняла характер национальной борьбы против «ляхов» — польской шляхты, а также приобрела некоторую религиозную окраску как борьбы против католической церкви.

Таковы некоторые своеобразные черты классовой борьбы в истории украинского народа, отраженные в творчестве Шевченко. Украинские помещичье-буржуазные националисты фальсифицируют историю, когда пытаются утверждать, будто Шевченко борьбу украинского народа изображал в националистическом духе, как борьбу за одну лишь «веру православную». Они вообще извращенно толкуют историю украинского народа. Так, начиная с Н. Костомарова, такие матерые украинские националисты, как М. Грушевский и другие, представляют украинский народ в виде единой одноклассовой, безбуржуазной, «демократической» нации, борюшейся и против поляков, и против русских. Они отрицают классовое антикрепостническое содержание освободительной борьбы украинского народа.

Богатые помещики-крепостники, вышедшие из украинской казацкой старшины, с одной стороны, и масса простого народа— крестьянства и рядового казачества, обращаемого в крепостных, с другой стороны,— таковы в действительности два полюса классовой борьбы в истории украинского народа в рассматриваемую нами историческую эпоху.

Одновременно надо особенно подчеркнуть наличие целого ряда исторических предпосылок, обусловивших стремление к дружбе, к единению украинского и русского народов. Это — общность их исторического происхождения из одной колыбели— Киевской Руси IX—XI вв., их языковая близость, сходство духовного склада, объясняемого сходными социально-экономическими условиями развития, и, наконец, общность интересов борьбы против внешнего врага — чужеземных грабителей и захватчиков: польских, татарских ханов, турецких султанов, шведского королевства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *