ГЕРМЕНЕВТИКА

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

(от греч. hermeneuo — разъясняю, толкую) — совокупность методов и правил интерпретации, перевода и объяснения смысла, содержания и значения произведений культуры и науки (в первую очередь древних текстов).

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneuo — разъясняю, толкую) — 1) совокупность методов и правил интерпретации, перевода и объяснения смысла, содержания и значения произведений культуры и науки (в первую очередь древних текстов); 2)направление современной буржуазной философии. Первоначально методы Г. разрабатывались в теологии, где Г. означала учение о правильном истолковании и переводе текстов Библии. В нач. 19 в. Шлейермахер предпринял попытку создать Г. как методологию исторической интерпретации произведений культуры, как искусство перевода философских текстов (в частности, Платона). Он отличал ее от диалектики, раскрывающей предметное содержание произведений, и грамматики, связанной с анализом их языка, и сводил ее к раскрытию индивидуально-стилистической манеры того или иного писателя, раскрывающей его духовный мир. В трудах ряда философов, историков культуры Г. начинает трактоваться как метод такого анализа исторических источников, к-рый отличается от проверки их исторической достоверности. В качестве методологии наук о культуре Г. особо разрабатывается Дильтеем. Противопоставляя методы естественных и гуманитарных наук, «объяснение» и «понимание», он видит в Г. метод постижения своеобразия и целостности творческой жизни художника или философа, зафиксированной в их произведениях. В отличие от естественнонаучного объяснения, Г., согласно Дильтею, не может претендовать на общезначимость и достоверность, а ее результаты не могут быть проверены или опровергнуты, ибо они основываются на интуиции интерпретатора. Тем самым методам Г дается иррационалистическое (Иррационализм) истолкование. В феноменологии и экзистенциализме Г. превращается в метод построения онтологии нового типа, в способ обоснования человеческого существования. При этом абсолютизируется роль языка, а также «вчувствования» как средства постижения одним человеком жизни другого, они объявляются основой общения между людьми, главным условием их взаимопонимания и в конечном счете смыслом их бытия (Гадамер). По словам Хайдеггера, язык — обитель бытия, а поэтам человечество обязано новыми смыслами, интерпретация которых и составляет задачу Г. В противовес такому иррационалистическому истолкованию Г. наблюдаются попытки рассматривать ее как метод рациональной интерпретации и реконструкции произведений культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *