понятие эстетики, отражающее такие свойства явлений, которые враждебно противостоят прекрасному и обнаруживают всю свою несостоятельность, необходимость уничтожения в процессе исторического развития.
БЕЗОБРАЗНОЕ — понятие эстетики, отражающее такие свойства явлений, которые враждебно противостоят прекрасному и обнаруживают всю свою несостоятельность, необходимость уничтожения в процессе исторического развития. Эстетическое восприятие Б. не может быть без эстетического идеала, ставящего «на свое место» Б. в жизни и в искусстве, пронзающего его убийственным для него светом красоты. Б., очевидно обнаруживающее нелепость своего существования, является комическим и возбуждает смех. Но оно становится уже не комическим, а отвратительным, если представляет собой прямую угрозу прекрасному. Характер отражения Б. в искусстве определяется методом художественного творчества. Формалистическое и натуралистическое искусство не просто обращается к Б., но, будучи лишено подлинно прекрасных идеалов, упивается им, смакует его, выдает за прекрасное (примером могут служить произведения художника-сюрреалиста Сальвадора Дали, в которых прекрасное трактуется как Б., а Б.— как прекрасное). Реалистическое искусство не проходит мимо Б. (вспомним, напр., образы гоголевского Плюшкина, щедринского Иудушки Головлева, фашистских убийц в советских и прогрессивных зарубежных кинофильмах). Но это искусство показывает всю несовместимость Б. с идеалом прекрасного, учит распознавать его в любом обличье, в т. ч. и тогда, когда оно подделывается под прекрасное и красивое («красивость»). Такое отражение Б. помогает бороться с ним в жизни, утверждает прекрасное.